Вуди Аллен: Top 10
01.01.2011
Фото из журнала TIME
Прошлый год был годом Вуди Аллена. С февраля по декабрь я посмотрел все сорок фильмов, режиссером и сценаристом которых был Аллен. Есть еще несколько фильмов, в которых он просто снимался, но это менее интересно, и они останутся на новый год.
Итог, если его выразить вкратце, таков: Вуди Аллен — все самое хорошее, что есть в жизни; это самый оптимистичный взгляд на мир во всей его хаотичности и на жизнь во всей ее бессмысленности; взгляд пусть немного и «вопреки», но именно он помогает жить дальше.
Аллен хорош и тем, что у него нет проходных фильмов, все так или иначе интересно. Аллен ранний — это безудержные сатирические пародии на что угодно («Бананы«, «Спящий«, «Любовь и смерть«, «Зелиг«), Аллен более поздний — это «бергманески» («Интерьеры«), это ностальгия по «эре джаза» и Нью-Йорку («Манхэттен«, «Дни радио«, «Пурпурная роза Каира«), это нелюбовь режиссера к Голливуду («Знаменитость«, «Голливудский финал«) и, конечно, это вариации на тему «Преступления и наказания» Достоевского и «Американской трагедии» Драйзера («Преступления и проступки«, «Матч-пойнт«, «Мечта Кассандры«); наконец, есть просто блистательные комедии («Проклятие нефритового скорпиона«) и просто прекрасные фильмы, не принадлежащие ни одной из перечисленных линий («Сладкий и гадкий«, «Тени и туман«).
Ниже попробую выделить несколько фильмов, которые нравятся больше всего на данный момент и вызывают настоящий восторг, хотя прекрасно понимаю, что мешать такие разноплановые фильмы в одну кучу — дело несколько бессмысленное. Итак, поехали.
10 | «Пурпурная роза Каира» (1985) | |
Фантастическая история, произошедшая в Америке времен Великой Депрессии. Если верить в чудо, то как бы трудна и беспросветна ни была жизнь, чудо обязательно случится. Но получится ли его удержать или, такое иллюзорное, оно через мгновенье растворится в воздухе, оставив нас у разбитого корыта? | ||
9 | «Зелиг» (1983) | |
Псевдодокументальная лента в форме кинохроники двадцатых-сороковых годов, рассказывающая о человеке-хамелеоне по имени Зелиг, которому не составляло труда ходить по стенам и принимать облик того, с кем он имел дело в каждый конкретный момент. Очень тонкая работа, выполненная с филигранной точностью — если не знать, что Зелига никогда не существовало, все происходящее можно принять за чистую монету. | ||
8 | «Хватай деньги и беги» (1969) | |
Режиссерский и актерский дебют Вуди Аллена, в котором уже прослеживается его творческий почерк и ощущается его фирменный стиль. Уже здесь появляется тот самый застенчивый и робкий и все время попадающий в переплеты, но такой обаятельный коротышка-еврей в очках. Первый блин не вышел комом. | ||
7 | «Преступления и проступки» (1989) | |
Первое, но не последнее обращение Аллена к теме «Преступления и наказания». «Всю нашу жизнь мы должны принимать сложные решения, делать нравственный выбор. Каждый делает свой выбор, но тот выбор, который мы сделали, определяет нас, по сути мы сами — совокупность наших выборов. Все в жизни так непредсказуемо, счастье не заложено в человеке, мы сами с нашей способностью любить наполняем жизнь смыслом». | ||
6 | «Любовь и смерть» (1975) | |
Блестящая пародия на русский эпический роман под музыку Прокофьева от поклонника Чехова, Толстого и Достоевского и альтернативная концовка Отечественной войны 1812 года. Одна из самых безудержных пародий раннего этапа творчества режиссера. Сам Аллен в роли молодого дворянина Бориса (с ударением на первом слоге) Грушенко просто бесподобен. | ||
5 | «Тени и туман» (1992) | |
Ответ Вуди Аллена Кафке, немецким экспрессионистам и нуару как жанру кинематографа. Интересно, кто-либо когда-либо еще делал пародию на Кафку? Очень стильное и тонкое, снятое со знанием дела и темы и в то же время легкое и воздушное кино. Аллен в роли маленького человечка Кляйнмана — это Йозеф К. | ||
4 | «Проклятие нефритового скорпиона» (2001) | |
Фильм, с которого давным-давно началось мое знакомство с Вуди Алленом и который много лет спустя смотрится ничуть не хуже в первую очередь благодаря актерской работе самого Вуди Аллена, который, будучи на сто процентов верным себе, здесь покоряет какие-то новые актерские горизонты. | ||
3 | «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972) | |
А это настоящий восторг! Семь коротких новелл — ответ Аллена на одноименную книгу, вышедшую в Америке в 1969 году и по понятным причинам сразу же ставшую национальным бестселлером. Аллен бесподобен и сам по себе, но здесь определенно чувствуется и что-то монтипайнтоновское. | ||
2 | «Спящий» (1973) | |
И это настоящий восторг! Невероятная, безудержная, просто чумовая пародия на роман Герберта Уэллса «Когда спящий проснется» от раннего Аллена и, безусловно, одна из лучших актерских работ Вуди. Убойный фильм — не больше не меньше. | ||
1 | «Матч-пойнт» (2005) | |
Ну вот добрались и до вершины, а на ней — очень хороший фильм, который сам Аллен считает одним из лучших. Тонкая, по-настоящему английская, психологическая драма с выдержанными характерами, своеобразное киновоплощение «Преступления и наказания» Достоевского и «Американской трагедии» Драйзера. |
Понравился или оказался полезным этот пост?
Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖЧитайте также
Оставить комментарий