Покончив с автобиографией Элтона Джона, я взялся за автобиографию Вуди Аллена! 🙂

И некоторые фрагменты настолько пронзительны и настолько важны для понимания характера и личности Вуди, что не могу их не процитировать.

О том, с чего все началось:

But now, I’m ready to be born. Finally, I enter the world. A world I will never be comfortable in, never understand, and never approve of or forgive.

О родителях:

Two characters as mismatched as Hannah Arendt and Nathan Detroit, they disagreed on every single issue except Hitler and my report cards. And yet with all the verbal carnage, they stayed married for seventy years — out of spite, I suspect. Still, I’m sure they loved each other in their own way, a way known perhaps only to a few headhunting tribes in Borneo.

Об отношениях в семье с нескрываемым, хотя и грустным сарказмом:

I always took to anything that required solitude, like practicing sleight of hand or playing a horn or writing, as it kept me from having to deal with other humans who, for no explainable reason, I didn’t like nor trust. I say ‘no reason’ because I came from a large, loving, extended family who were all nice to me. It’s like I was a genetically born louse. <…> As it is, having two loving parents, I grew up surprisingly neurotic. Why, I don’t know.

Ну, и для контраста — совсем другой по настроению фрагмент, в котором Вуди рассказывает, как лет в пятнадцать впервые начал читать книги! До этого его интересовали только комиксы 🙂

Anyhow, I didn’t read until I was at the tail end of high school and my hormones had really kicked in and I first noticed those young women with the long, straight hair, who wore no lipstick, little makeup, dressed in black turtlenecks and skirts with black tights, and carried big leather bags holding copies of ‘The Metamorphosis’, which they had annotated themselves in the margins with things like ‘Yes, very true,’ or ‘See Kierkegaard’.

***

05.04.2020

Ах, новый «инженер»!!! 🙂

ИНЖЕНЕР «ПРО АВТОМОБИЛЬ»

Чем больше смотришь, тем лучше понимаешь, насколько это глубокий и многогранный персонаж…

***

22.03.2020

И по следам сериала — чудесный в своем абсурдизме предывыборный ролик одного из персонажей )

Предвыборный ролик Марка Багдосарова (Лапенко)

Посмотрел вышеозначенный сериал — и он превзошел все мои ожидания! Просто чудо! Гениально!

К тому же, чистый монтипайтон 🙂

Внутри Лапенко. 1 Серия

Посмотрев не один десяток роликов Андрея Лапенко, я должен сказать, что, наконец, в полной мере прочувствовал эту тонкую эстетическую ткань)

Разумеется, все мои претензии, связанные с «эстетикой советского кино» (по крайней мере для такого восприятия) полностью несостоятельны. Потому что это — юмор в первую очередь абсурдистский, парадоксальный (и здесь Антон по праву занимает достойное место среди других титанов этого жанра: Вуди Аллена, Конана О’Брайена и Александра Долгополова :)). И еще одно наблюдение: когда смотришь его ролики, каждый раз ясно ощущаешь, что помимо прекрасной актерской игры в этом всегда есть какой-то следующий уровень, какая-то глубина (хотя сам Антон в интервью Дудю говорил, что делает все это исключительно на интуиции). В общем, пора уже перестать воздерживаться и посмотреть таки сериал 🙂

Ну, и в иллюстрацию всего сказанного выше — вот это чудо!

КРЕМЛЁВСКАЯ НЕФТЬ «ЗАГАДКА ДЫРЫ»

Я продолжаю систематически открывать для себя современные культурные феномены исключительно по программам Юрия Дудя, за что ему, безусловно, уважение))

И сегодня в этой рубрике — Антон Лапенко, актер театра и кино родом из Зеленограда, который за последний год стал невероятно популярен в амплуа и стилистике, которые меня никогда особенно не трогали)

ИНЖЕНЕР «ПРО СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Потому что если и существует что-то, что я не перевариваю в корне, то это так называемая «стилистика советского кино» (наверное, поэтому я почти не смотрел советское кино, даже то, что показывают каждый раз в конце календарного года:)).

Но уделив некоторое время изучению материала, я смог найти подлинные шедевры! 🙂 Которые уже не про смутные времена позднего совка, а про те качества русского характера, которые, к несчастью, никогда и никуда не исчезнут.

ИНЖЕНЕР «ПРО РУТИНУ»

А в этом ролике еще и очевидно, насколько потрясающий это актер! 🙂

ИНЖЕНЕР «ПРО ЗАРПЛАТУ»

В интервью Юрию Дудю Антон рассказывал, что является поклонником «Монти Пайтон», и в этих роликах абсурдизм тоже ощущается, хотя он и весьма многоплановый, и зарыт где-то довольно глубоко… 🙂

Прямо хочется поизучать эту сложную смысловую и эстетическую ткань повнимательнее 🙂

Ну, и отдельная не рубрика, а бомба — это, конечно, «Загадка дыры» 🙂

Здесь Антон предстает в образе…

ЗАГАДКА ДЫРЫ «БУНКЕР»

… Леонида Парфенова, переходящего в Виталия Вульфа 🙂

Кстати, обнаружилось историческое фото, на котором запечатлен…

… нет, не Антон Лапенко, а сам Леонид Парфенов! :)) (Слева.) Любые потрясающие внешние сходства, разумеется, случайны 🙂 Справа от Леонида, кстати, Александр Башлачев.

P.S. Ну, и собственно, тот выпуск, с которого все началось.

Лапенко – новая звезда русского интернета / вДудь

Я был уверен, что знаю о Вуди Аллене все 🙂

Но оказалось, что нет — в 2008 году Вуди поставил… оперу! Да-да, вы не ослышались.

Как же все это произошло?

Вуди Аллен: Я оперу не понимаю. Я ее не понимаю как жанр. Она мне кажется отчаянно скучной, и я засыпаю на третьей минуте.

РГ: Как же вы согласились ставить оперу?

Вуди Аллен: Чтобы от меня отвязались. Дай, думаю, соглашусь поставить через три года, а за это время меня грузовик переедет, и тогда можно будет отказаться по уважительной причине. И, кроме того, музыка в «Джанни Скикки» — смешная, это же все-таки не такая тоска, как «Тоска»…

:)))

Опера ставилась трижды: в 2008-м году в Испании, в 2015-м в Лос-Анджелесе под чутким руководством Пласидо Доминго и в 2019-м в Ла Скала! 🙂

Итак, запись 2015 года из Лос-Анджелеса 🙂

Опера Джанни Скикки

P.S. Посмотрел) Довольно мило и забавно, хотя и не очень понятно, где здесь Вуди Аллен (если бы оперу поставил не он, я бы вряд ли отличил) 🙂

Оказывается, в конце шестидесятых Вуди Аллен не только писал короткие рассказы, выступал со стендапами и снимал свои первые фильмы, но и каким-то странным образом умудрился стать ведущим целых двух выпусков авторского телешоу на канале CBS!

Выпуск 1969 года, в котором: немного стендапа от Вуди; скетч, в котором ему приходится… раздеться, чтобы принять участие в репетиции пьесы; очаровательный «немой фильм», в котором Вуди играет роль купидона; потрясающее интервью Вуди с пастором Билли Грэмом и не только 🙂

The Woody Allen Special [1969] (Guests: Candice Bergen, Billy Graham and the 5th Dimension)

И выпуск 1967 года, в котором — несколько потрясающих скетчей с Вуди и… Лайзой Минелли! 🙂

Woody Allen Looks at 1967 (Guests: Liza Minnelli, John Byner, Aretha Franklin, William F. Buckley)

***

17.02.2020

Чего только не узнаешь из «Википедии») Вот фрагмент увертюры «Былина» композитора Василия Калинникова, датируемой 1893 годом.

Калинников, Былина

:))

Казалось бы…

Однако впервые эта увертюра была исполнена по радио только в 1950 году, а опубликована — в 1951-м (гимн же был написан в 1943-м). До этого партитура хранилась в Государственном центральном музее музыкальной культуры, и, как предполагают, Александров вряд ли мог с ней ознакомиться.

Но совпадение более чем занятное.

***

26.01.2020

Не успел я выразить свое восхищение Сашей Долгополовым, когда он приходил к Дудю (а это было, кстати, всего два месяца назад!), как его история круто изменилась.

Впрочем, выразить восхищение не поздно никогда: и теперь к стопроцентной честности, искренности, оригинальности и обаятельной странности, которые зацепили меня тогда, добавились кристально чистый и бескомпромиссный взгляд на реальность и достойная восхищения верность собственным принципам.

(6:18)

Первое выступление в ссылке!

Я никогда не анализирую тексты БГ (потому что воспринимаю их исключительно как чудо, которое порхает где-то на облачке и потому не требует анализа, но только созерцания и наслаждения :)).

Однако в случае с этой песней мне совершенно случайно попался разбор текста, и я понял, что упустил множество потрясающих деталей!

Итак, даже если не брать в расчет то, что начальные буквы слов названия во что-то складываются и песня была выложена за несколько часов до наступления нового года, общий посыл этой песни более чем очевиден, не так ли? 🙂

Пошёл Вон Вавилон

Ну и теперь — яркие детали! 🙂 Большинство наблюдений (но не все :)) взяты из обзора по приведенной выше ссылке.

Меня зовут Богадур Одиссей,
Я уронил палантир в Енисей.

Слово «богадур» — это один из вариантов старорусского слова «богатур», от которого произошло слово «богатырь».

Палантиры — это «видящие камни», с помощью которых персонажи вселенной Толкиена могли общаться друг с другом на расстоянии.

Остальное здесь — на уровне догадок (и как водится у БГ, всегдашнего сочетания несочетаемого), но меня не отпускает красивая аналогия между Одиссеем, который взял Трою с помощью троянского коня, и гипотетическим адресатом этой песни, который… (ну, в общем, вы поняли) 🙂

Если хочешь пожать, то посей,
Но не ходи у меня по голове, фарисей.

За фарисейством (во всем многообразии его проявлений) даже далеко ходить не надо 🙂 А в качестве аллюзии на первую часть строки всплывает не только «что посеешь, то и пожнешь», но и «посеешь ветер — пожнешь бурю» (что также, как мы видим, вполне уместно).

Моя машина на собачьем ходу,
Я появляюсь в тяжелом бреду.
Мое видение предвещает беду,
Но не зови меня — я всё равно не приду.

Кажется, весьма конкретная отсылка к якутскому шаману 🙂

Пошёл вон, Вавилон!
Вавилон, пошел вон!
Ты ревёшь, как раненый слон,
Пошёл вон! Вон, Вавилон!
Твои души взяты в полон,
Но ты не живой, ты — клон.
Ты не слыхал, как поет Авалон.
Пошел вон! Вон, Вавилон!

Ку-куру-куку!

Ну и, собственно, центральные понятия 🙂 Понятие «Вавилон» очень часто встречается в текстах БГ («Вавилон — это состоянье ума. Не знаю, понял ты, или нет»; «Вавилон никогда не был властен над тобой»; «Вавилон играет в футбол твоей головой» и др.). С точки зрения христианства, Вавилон — это символ греха и порока, который «яростным вином блуда своего напоил все народы» (Иеремия, гл. 51, ст. 6; Апокалипсис, гл. 14, ст. 8 и др.). С точки зрения растафарианства, Вавилон — это система вообще (например, государственная) и навязанный способ жизни и понимания мира в частности. Не уверен, что понятно это описал, но из контекста песни образ опять же более чем ясен.

Авалон — это мифический остров в кельтских легендах, на котором был захоронен король Артур. Миф об Авалоне — это отголосок дохристианских сказаний о «стране блаженства», ассоциировавшейся с полуостровом Авалон в Уэльсе, священном для кельтов.

Остальное в этой строфе также более чем конкретно 🙂

Мы вставим палки в колеса природе,
Делаем весну на заводе.
Мы зарыли себя в огороде,
И говорим обо всем в уничижительном роде.

Опять же, очень конкретный портрет современного российского общества (ну, или по некоторым данным, его 86% :)), которое предельно зашорено и движется вспять. Отсылка к весне и заводам также может быть более чем конкретной.

В нашей колоде только пики и крести,
Мы в одной стороне, но не вместе.

А это — просто мощь… Бррррррррррр…. До мурашек.

Как сказал патриарх — невесте:
«Здрасьте, сюда повесьте».

Даже не буду комментировать, чтобы не оскорбить ничьи чувства, но опять же очень мощный образ. Особенно, если считать, что «невеста» здесь — это «невеста Христова», т.е. церковь.

У нас материнская плата,
Церемониальная дата.
Чтобы уберечься от НАТО,
Положите каждому в постель солдата.

И мы будем ходить строем,
Всех остальных уроем.
И всем собором такое построим,
Что каждый поневоле станет героем.

Ну, здесь все вообще прямым текстом, особенно примечателен пассаж в первых двух строках (наше прошлое и исторические даты являются системообразующими в картине мира, так как в настоящем опереться не на что).

***

В общем, за незатейливой аранжировкой (из-за которой я даже поначалу не обратил особого внимания на текст) скрыт (как очень бывает часто у БГ) мощнейший посыл.

P.S. Под занавес собирался поставить рекламу вафелек, чтобы все вы вспомнили свое детство 🙂 (Это потрясающее ощущение, когда ты вспоминаешь отдельные кадры этого ролика, который последний раз видел лет двадцать пять назад!). Но судя по написанию, Борис Борисович и здесь имел в виду что-то другое 🙂

Реклама вафель Кукуруку — Koukouroukou

***

01.01.2020

Ну, и самое время вспомнить вот этот текст, который появлялся на страницах различных интернет-изданий в декабре 🙂 Это вовсе не фантастика, а самая что ни на есть настоящая Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, опубликованная в 2008 году. Текст взят из «Российской газеты».

К 2020 году россияне будут в среднем получать 2700 долларов в месяц, иметь не менее 100 квадратных метров на семью из трех человек, а средний класс будет составлять более половины населения. При этом годовая инфляция снизится до трех процентов. Такие прогнозы содержатся в Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Вчера этот документ появился на сайте минэкономразвития.

Эксперты уже называют концепцию «прорывным сценарием», по которому к 2020 году Россия утвердится в статусе ведущей мировой державы. Экономическое развитие, согласно новой концепции, будет осуществляться только по одному сценарию — за счет внедрения инноваций. Напомним, что Владимир Путин в феврале заявил, что выбора нет — «придется становиться великой инновационной социально ориентированной державой, не отказываясь и от конкурентных сырьевых преимуществ». Для осуществления такого сценария концепция предусматривает использование Резервного фонда «в условиях последовательного сокращения нефтегазовых доходов». Преобразования пройдут в три этапа: 2008-2012 годы — подготовка к прорыву, 2013-2017 годы — прорыв, с 2018 года предполагается начать закрепление достигнутого. В частности, на первом этапе предлагается «расширять глобальные конкурентные преимущества в традиционных сферах — энергетика, транспорт, переработка природных ресурсов». Второй этап в минэкономразвития рассматривают как «рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу» — информационные, био- и нанотехнологии. На третьем этапе, с 2017 до 2020 года, предусматривается «закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве».

Поскольку стратегическим объектом инвестиций становится человек, концепция предполагает высокие стандарты жизни населения. В частности, траты государства на образование и здравоохранение достигнут уровня развитых стран. Поликлиники и больницы начнут конкурировать за пациентов, приоритетом медицины станет профилактика. При этом государство будет стимулировать развитие добровольного медицинского страхования (ДМС), включая создание возможности объединения взносов, уплачиваемых в рамках обязательного страхования. Предполагается, что смертность сократится в 1,5-2 раза, а доступность высокотехнологичной медпомощи возрастет с 10-20% до 70-80%.

В образовательной сфере вырастет роль техникумов. На их базе будут созданы программы подготовки бакалавров. Но при этом в России планируется построить пятнадцать университетских кампусов.

Уже к 2015 году в стране «будет решена в основном проблема беспризорности»: упростятся усыновление и прием детей в семьи. А к 2020 году облегчится жизнь одиноких пенсионеров: они будут полностью обеспечены уходом за счет некоммерческих организаций.

***

26.12.2019

Юрий Дудь снял очередной потрясающий фильм, в котором Антон, герой фильма «Колыма», впервые в жизни отправляется в путешествие по Европе.

Фильм невероятно оптимистичный и жизнеутверждающий, хотя порой призма российской действительности все же дает знать о себе…

И факт, который произвел на меня самое сильное впечатление: чтобы сделать шенген, жителям Магадана нужно отправляться в Хабаровск. Это два с половиной часа лета и 30000 рублей.

Антоха. Путешествие из Магадана в Европу (English subs)

За долгие годы тщательного знакомства с творчеством Вуди Аллена, казалось, я узнал о нем (и о творчестве, и о самом Вуди) все, что только можно! (Разве что до написанной им… оперы все никак не дойдут руки, но на новогодних каникулах обязательно посмотрю ее.)

Но оказалось, что в самом начале своей карьеры Вуди довольно долго — почти десять лет — не только писал короткие тексты, которые затем публиковались на страницах различных журналов, но и выступал с ними на сцене в качестве стендап-комика!

Я посмотрел несколько номеров, и это прекрасный образец раннего Вуди — безграничного, разухабистого и абсурдистского! 🙂 Enjoy!

Woody Allen — The Moose

Woody Allen — Mechanical Objects

И настоящий шедевр! 🙂

Woody Allen — Oral Contraception

***

02.12.2019

Жаль, что я родился все же не в Нью-Йорке, потому что (все эти годы и десятки лет) всесторонне ощущаю этот огромный культурный пласт и очевидное притяжение к нему, но при этом четко понимаю, что полного единения никогда не достичь.

Но к счастью, есть прекрасные (искусно сделанные и тонко передающие атмосферу) видеосюжеты, благодаря которым я могу сделать очередной шаг в этот, такой манящий мир…

Conan Checks Out The Christmas Lights In Dyker Heights