Еще одна книга-кандидат на звание лучшей из всех, что я когда-либо читал) (Кажется, уже третья с начала года :))

Удивительно тонкий, нежный и по-хармсовски чудесный мир!

– Польщен и счастлив, Николя, и, поверьте, отвечаю вам тем же. Итак, чем вы попотчуете нас сегодня вечером?

– Я намерен, снова следуя традициям Гуффе, создать на сей раз фаршированного колбасуся с Антильских островов под соусом из портвейного муската.

– А как его готовят? – заинтересовался Колен.

– Рецепт таков: «Возьмите живого колбасуся и сдерите с него семь шкур, невзирая на его крики. Все семь шкур аккуратно припрячьте. Затем возьмите лапки омара, нарежьте их, потушите струей из брандспойта в подогретом масле и нашпигуйте ими тушку колбасуся. Сложите все это на лед в жаровню и быстро поставьте на медленный огонь, предварительно обложив колбасуся матом и припущенным рисом, нарезанным ломтиками. Как только колбасусь зашипит, снимите жаровню с огня и утопите его в портвейне высшего качества. Тщательно перемешайте все платиновым шпателем. Смажьте форму жиром, чтобы не заржавела, и уберите в кухонный шкаф. Перед тем как подать блюдо на стол, сделайте соус из гидрата окиси лития, разведенного в стакане свежего молока. В виде гарнира подавайте нарезанный ломтиками рис и бегите прочь».

– Нет слов! – воскликнул Колен.

В общем, тот самый литературный деликатес от Гуффе, который я люблю больше всего и который, увы, удается найти так редко…

(Если вы не заметили нарезанный ломтиками рис, то перечитайте еще раз.)

В это изящное кружево абсурда вплетается и розовая ниточка сатиры в виде персонажа по имени Жан Соль Партр (да!), прототип которого, будучи современником Виана, видно, чем-то ему насолил)) Так или иначе, каждое появление Партра приносит мало с чем сравнимое удовольствие)

Партр вышел из-за стола и продемонстрировал слушателям муляжи различных типов блевотины. Самая прекрасная из них — непереваренное яблоко в красном вине — имела огромный успех.

:)))))

А еще есть прекрасная серая мышка и, конечно, история любви)

***

(Осторожно, далее — фатальный спойлер!)

Однако как в одном из моих самых любимых фильмов, ровно в центральной точке повествования беззаботное настроение уходит, и прекрасный мир, окружающий главных героев, начинает рушиться.

За это время с главными героями успеваешь сродниться настолько, что читать это невероятно трудно, а последняя глава — это просто разрыв аорты.

Так и хочется спросить: Борис, ну зачем?… Ну, неужели нельзя было закончить все это иначе?

Видимо, ответом ему была только тишина…

Лучше еще глоток Партра))

Партр все дни напролёт проводит в маленьком кафе, там он пьёт и пишет рядом с другими, которые тоже приходят туда пить и писать. Они попивают чаёк вприкурку и слабенькие ликёры, благодаря чему им удается не думать о том, что они пишут, да ещё люди там то и дело входят и выходят, не кафе, а проходной двор какой-то, а это взбалтывает осевшие в глубине сознания мысли, и тогда легко выудить наугад то одну, то другую, и даже незачем отсекать лишнее, стоит только записать их, а заодно и все лишние тоже, да развести пожиже одно в другом. Такие смеси легче проглатываются публикой, особенно женщинами, которые вообще не терпят ничего в чистом виде.

И снова о…

09.03.2021

ВСЕВОЛОД СТАРОЗУБОВ. Праздничный концерт к Международному женскому дню (1983 год)

Постоянный читатель моего блога спросил меня: а почему же я так ничего и не написал о втором и третьем сезоне «Внутри Лапенко»?

На примере свежевышедшего видео (выше) отвечаю.

Жанр, в котором работает Лапенко — настолько тонкий, что очень легко упустить момент, когда изящное становится грубым, оригинальное — массовым, содержательное — пустым, проще говоря, когда шедевральная и тончайшая эстетическая ткань Антона Лапенко вдруг превращается в «Осторожно, модерн».

Именно поэтому два последних сезона «Внутри Лапенко» в моих глазах не имеют ровно никакого содержания — там прямо с первой серии второго сезона по непонятным для меня причинам был сделан шаг в пустоту. В этом видео ненадолго «воскрес» прежний Всеволод Старозубов и подарил некоторое количество теплых воспоминаний, однако то, что было между его песнями, смотреть попросту невозможно.

Я не ставлю крест на творчестве Антона, но странно, что он сам этого не чувствует. Как странно и «всеобщее зрительское восхищение» последними двумя сезонами, по крайней мере, если судить по комментариям на youtube.

Решил разбавить постмодернизм абсурдизмом, начав прямо с «самого влиятельного англоязычного драматургического произведения XX века».

Впечатления оказались смешанными. Сюжетная завязка (и она же развязка), в которой два персонажа — Владимир и Эстрагон — только и делают, что ждут некоего Годо, а тот все не появляется, поначалу кажется занимательной, но во второй части пьесы безнадежно тонет сама в себе. Возможно, как и любую пьесу, это нужно смотреть, а не читать, но… пока такой возможности не представилось 🙂

Итак, вот и прошло еще восемь лет, и неожиданно вышел новый альбом 🙂

Я прослушал его дважды — сначала в общем, потом спустя пару дней в деталях. И ощущения от первого прослушивания ко второму почти не изменились — при всех несомненных достоинствах альбома я не могу сказать, что понял, воспринял и принял его…

Земфира всегда была для меня тем человеком, творчество которого я ощущал очень ярко, на глубочайшем эмоциональном уровне. Все ранние альбомы отзывались во мне моментально, с первых же нот и фраз, оставляя внутри сильнейший след.

Вслушиваясь в новый альбом, я старался понять, вызывает ли он во мне те же эмоции… или хотя бы их отголоски. Увы, этого не случилось ни разу.

За исключением вот этой песни, которая что-то напомнив, пустила по моей спине робкие струйки мурашек 🙂 Она очень красива 🙂

Земфира — жди меня \ аудио

Остальная часть альбома вызвала довольно странные ощущения, чем-то похожие на мои ощущения на последнем концерте, а именно: люблю Земфиру безгранично и ничуть не меньше, чем прежде, слышу знакомый голос, знакомые интонации, знакомые гитарные рифы, но от прежних эмоций от ее творчества почему-то нет и следа…

Интересно, почему? Неужели только потому, что миелиновые оболочки заросли окончательно?

Конечно, и я, и Земфира за эти четырнадцать лет, прошедшие с выхода альбома «Спасибо», сильно изменились, но если тогда я мог воспринимать ее творчество как нечто очень близкое и родное, то что же должно произойти для того, чтобы эта связь исчезла?..

Если раньше я чувствовал невероятную, сметающую все на своем пути энергию в каждой строчке и в каждом звуке, то что должно было измениться, чтобы мои, как кажется, совсем не потерявшие точности приборы в этот раз регистрируют только слабые, почти незаметные отклонения от нуля?

Одно из оптимистичных объяснений — чуть ниже, а пока — несколько более отстраненных слов об альбоме.

«Бордерлайн» — альбом, прямо под стать своей черной обложке, очень мрачный и депрессивный. Видные музыкальные критики разглядели здесь движение от тьмы («Таблетки», «ОК», «Этим летом») к свету («Пальто») и снова во тьму («Камон», «Том»), и снова к свету («Жди меня»), и снова во тьму («Абъюз», «Остин», «Мама», «Крым»), и бодрый и созерцательный финал, дающий надежду на лучшее будущее («Снег идет»).

А еще этот альбом предельно откровенный, на разрыв аорты («Мама»). И эти искренность, ранимость и обезоруживающая уязвимость — снова здесь — и это, пожалуй, самое ценное в альбоме, потому что так мы можем понять, что (с поправкой на лирическую героиню) происходит у Земфиры внутри.

А внутри, судя по всему, неспокойно, так как в этом альбоме лирическую героиню штормит как никогда прежде — здесь и таблетки, и вторая за неделю болезнь, и абьюз, и «я стою на краю, дальше звезды и океан». Да и термин «бордерлайн» в переводе с английского среди прочего означает пограничное расстройство личности. Насколько это относится к самой Земфире, а насколько — к ее лирической героине, решать, конечно, каждому из нас самостоятельно.

Одним словом, подытожив два предыдущих абзаца — я очень надеюсь, что когда тучи на горизонте окончательно разойдутся, и за ними снова появятся солнце и ясное небо, музыка тоже станет другой и снова начнет будить во мне те самые эмоции 🙂

Хочется только этого дождаться…

Жди меня
Мы когда-нибудь встретимся заново

***

25.02.2021

Ах, какая ностальгия :))

Cosmic Architecture In Kyiv 🇺🇦

Не только по Киеву, но и по самому себе тех времен 🙂

Исследование истоков постмодернизма продолжается, и вот — еще один потрясающий образец!

Ну, во-первых, никак нельзя проигнорировать и отложить в сторону книгу, которая начинается буквально так:

Ты открываешь новый роман Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник». Расслабься. Соберись. Отгони посторонние мысли. Пусть окружающий мир растворится в неясной дымке. Дверь лучше всего закрыть: там вечно включен телевизор. Предупреди всех заранее: «Я не буду смотреть телевизор!» Если не слышат, скажи громче: «Я читаю! Меня не беспокоить!» В этом шуме могут и не услышать. Скажи еще громче, крикни: «Я начинаю читать новый роман Итало Кальвино!» А не хочешь – не говори: авось и так оставят в покое. Читать полностью »

Остин

19.02.2021

Ну никак нельзя не поделиться впечатлениями от первого сингла с нового альбома Земфиры, что все никак не выйдет 🙂

земфира — остин

Проект (неожиданно) оказался коммерческим, и это уже второй раз, когда сомнительная продукция братьев Бухман попадает в поле моих радаров — просто потому, что о ней рассказывают люди, которые давно являются для меня своего рода эстетическими ориентирами…

По официальной версии, Земфира очень долго играла в Homescapes, прошла несколько тысяч уровней и написала об этом песню. Я специально скачал и попробовал — оказалось, что это такая тупая игра, в которой нужно располагать шарики по три в ряд, и на получаемые за это баллы приобретать разнообразную мебель для дома. Мне стало скучно уже минут через десять, не представляю, как можно пройти несколько тысяч уровней и как вообще можно тратить на это жизнь.

Теперь собственно к песне.

Идея — интересная. Остину снится кошмар, а потом он просыпается, чтобы оказаться в реальности, которая с виду идеальна, но на самом деле — еще хуже, чем самый страшный кошмар, потому что в этой «реальности» нет ровным счетом ничего, только пустота и бесконечное повторение одного и того же дня…

Клип — очень красивый и сделан старательно.

Что же до музыки и текста, то… я бы все же подождал альбом 🙂

P.S. Прямо интересно, сколько еще человек скачают и установят Homespaces после этого ролика, чтобы угробить в ней свою жизнь — прямо как Остин? 🙂

***

15.02.2021

Обычно я довольно равнодушен к клипам, но это нечто 🙂

Аквариум — Месть Королевы Анны ( Official Video )

Ну, и песня хороша, конечно.

На волне еще свежих восторженных впечатлений от лучшей книги всех времен и народов решил ознакомиться и с другими произведениями Флэнна О’Брайена.

В его дебютном романе «О водоплавающих» я утонул достаточно быстро, но успешно одолел следующий, который, кстати, считается одним из самых великих романов XX века, написанных на ирландском языке.

За сотню с небольшим страниц перед нами проходит жизнь одного несчастного ирландца по имени Бонапарт, в которой прекрасно отражается несчастная жизнь всего окружающего его ирландского народа.

Как тут не вспомнить классика?

If you had the luck of the Irish
You’d be sorry and wish you were dead
You should have the luck of the Irish
And you’d wish you was English instead.

Книга формально сатирическая и полна уморительно смешных эпизодов, но временами от происходящего становится по-настоящему жутко — и этот дуализм отчего-то кажется очень знакомым… Читается весьма увлекательно, хотя на два предыдущих романа стилистически совершенно не похоже. Немного отдает Маркесом — вероятно, от количества дождевых потоков на страницу текста 🙂

Ну, и Википедия подсказала, что все это — на самом деле сатира на Гэльское возрождение и на знакомые каждому ирландцу со школьной скамьи автобиографии. Что ж, в моем случае это совершенно лишняя информация 🙂

В своем недавно начавшемся исследовании истоков постмодернизма в литературе я вдруг открыл для себя настоящий шедевр! И это даже не столько постмодернизм, сколько так горячо любимый мной абсурдизм 🙂

Начинается все вполне банально — безымянный главный герой и его друг-подельник по фамилии Дивни решают раз и навсегда избавиться от своих финансовых проблем, ограбив старика Мэтерса. Читать полностью »

Наконец-то появилась полная запись интервью БГ в той самой программе, которую четыре года спустя стал вести Конан 🙂

Boris Grebenshikov «Radio Silence» and Chat on Letterman, July 14, 1989 (stereo)

Борис (Борисович) невероятно мил, трогателен и обаятелен 🙂

Решил приобщиться к истокам постмодернизма в литературе, и в числе самых первых неожиданно оказался… Вольтер. Да-да, тот самый 🙂

А стоило открыть книгу, так я тут же испытал не только редкое удовольствие, граничащее с восторгом, но и немалое удивление — ведь кому-кому, а Вольтеру такой тонкий и восхитительный текст я бы приписал в последнюю очередь…

Однажды Кунигунда, гуляя поблизости от замка в маленькой роще, которая называлась парком, увидела между кустарниками доктора Панглоса, который давал урок экспериментальной физики горничной ее матери, маленькой брюнетке, очень хорошенькой и очень покладистой. Так как у Кунигунды была большая склонность к наукам, то она, притаив дыхание, принялась наблюдать без конца повторявшиеся опыты, свидетельницей которых она стала. Она поняла достаточно ясно доказательства доктора, усвоила их связь и последовательность и ушла взволнованная, задумчивая, полная стремления к познанию, мечтая о том, что она могла бы стать предметом опыта, убедительного для юного Кандида, так же как и он – для нее.

Сам Вольтер от этого сочинения впоследствии также открещивался, но все же основательно прошелся в нем и по философии, и по Лейбницу, и по философии Лейбница, и по Семилетней войне, и по человечеству в целом. Да так прошелся, что не оторваться — все это уморительно смешно и порой даже чересчур оптимистично, хотя к концу книги бесконечные и весьма извилистые перипетии сюжета начинают утомлять.

Итог, к которому устами своих героев приходит Вольтер, оказывается достаточно печальным — проходят сотни и тысячи лет, но человечество решительно не меняется: все те же бесконечные войны, жадность и прочие пороки. А потому — остается только «растить свой сад и не портить прекрасный вид» 🙂

P.S. Нет, ну правда — я думал, что эта идея — откуда-нибудь из буддийских трактатов, но никак не отсюда 🙂 Вот так сюрприз!

БГ — Аквариум = 25 к 10 — 1978 (1982) — full version

***

20.01.2021

Ну, и нельзя не сказать пару слов о фильме, который сейчас все обсуждают.

Удивительно, насколько сильны в России традиции. Вот смотрит вроде один орел на запад, да и сверху все нарядно и блестит. Но стоит снять всего один слой — и уже под ним — вековые традиции. Которые ну ничем не свезешь.

Только и остается, что процитировать классика.

Подношение Интересному Времени. Песня 42. Весть с Елисейских Полей

Маэстро Линч в моей жизни — прямо с детства, когда смотрел «Твин Пикс» по телевизору и, конечно, боялся 🙂

Воспоминания о том, самом первом просмотре — очень смутные. Но именно тогда где-то в глубинах моего подсознания прочно заняли свои места агент Купер как олицетворение добра и Боб как его противоположность. Ну, и, конечно, совы, которые не то, чем кажутся, просто идеально иллюстрирующие суть вселенной 🙂

Подумал сейчас — как же это удивительно и прекрасно — смотреть такое кино именно ребенком! Когда мозг не перегружен логическими конструкциями и все происходящее воспринимается исключительно на уровне ощущений… (Время показало, что только так и нужно смотреть фильмы Линча :))

Уже в сознательном возрасте открыл для себя другого Линча — «Малхолланд Драйв», «Внутреннюю империю» и ряд других фильмов — и оказалось, что такой Дэвид Линч ничуть не менее удивителен, чем Дэвид Линч в детстве.

Настоящим откровением стал третий сезон «Твин Пикс», вышедший несколько лет назад, хотя потом и оказалось, что это — не вдохновенное продолжение, а грустное прощание

А буквально на днях пересмотрел «Малхолланд Драйв» и сразу вслед — его анализ. Ощущения были поистине космическими! Причем как от фильма (который снят настолько мастерски, что от него нельзя оторваться ни на секунду, даже если вообще не понимаешь, что происходит), так и от анализа 🙂 В общем, теперь жизнь прожита точно не зря.

И возвращаясь к сегодняшнему дню — очень грустно, что Дэвид уже давно завязал с кино и снимает только прогнозы погоды. Семьдесят пять — совсем не возраст, и мы вполне могли бы рассчитывать еще на несколько шедевров… Но жизнь несовершенна, увы.

А старину Дэвида, настоящего гения с удивительным и завораживающим взглядом на жизнь — с днем рождения!!! 🙂

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Уоллес Шон, Джина Гершон, Луи Гаррель, Кристоф Вальц, Елена Анайя, Серхи Лопес и др.

Автор сценария: Вуди Аллен

Продюсеры: Летти Аронсон, Эрика Аронсон, Хауме Роурес

Производство: США, Испания, Италия

Год: 2020

Длительность: 92 мин.

Бюджет/Сборы: ? / $ 902 тыс (текущие)

IMDb: ID 8593904

Времена, в которые мы сейчас живем, оказались настолько странными, что даже новый фильм Вуди Аллена появился в прокате не как обычно осенью, а аккурат 31 декабря. Ну что же, это прекрасный подарок к Новому году! 🙂 Читать полностью »