Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Уоллес Шон, Джина Гершон, Луи Гаррель, Кристоф Вальц, Елена Анайя, Серхи Лопес и др.

Автор сценария: Вуди Аллен

Продюсеры: Летти Аронсон, Эрика Аронсон, Хауме Роурес

Производство: США, Испания, Италия

Год: 2020

Длительность: 92 мин.

Бюджет/Сборы: ? / $ 902 тыс (текущие)

IMDb: ID 8593904

Времена, в которые мы сейчас живем, оказались настолько странными, что даже новый фильм Вуди Аллена появился в прокате не как обычно осенью, а аккурат 31 декабря. Ну что же, это прекрасный подарок к Новому году! 🙂

А практически пустой зрительный зал — как нельзя кстати с точки зрения соблюдения антиковидных ограничений 🙂 Итак, свет гаснет, и на экране под теплый меланхоличный джаз снова сменяют друг друга завитушки фирменных титров… В этот раз легкая волна ностальгии накрыла меня прямо на них 🙂 И не только потому, что мотив, звучащий на их фоне, оказался очень знакомым («Wrap Your Troubles in Dreams», впервые записанный в 1931 году самим Бингом Кросби :)), но и потому, что я вдруг понял, насколько ценная и в то же время хрупкая эта традиция — каждый год смотреть очередной фильм Вуди в кино. Не только потому, что маэстро уже давно за восемьдесят, но и потому, что жизнь в целом — крайне непредсказуемая штука…

Итак, последний — и да, самый милый сердцу! — титр тает в темноте зрительного зала, и на экране появляется Морт Рифкин (Уоллес Шон), который готовится рассказать своему психоаналитику ту непростую историю, что приключилась с ним под знойным испанским небом — на кинофестивале в Сан-Себастьяне. История начинается с того, что Морт испытывает вполне обоснованные подозрения в адрес своей супруги Сью (Джина Гершон), которая уделяет слишком много внимания молодому и амбициозному режиссеру Филиппу (Луи Гаррель). Подозрения Морта со временем подтверждаются, да и он сам оказывается неравнодушен к местному доктору Джо Рохес (Елена Анайя). В общем, взаимный адюльтер, замешанный на экзистенциальной тоске, под разговоры и размышления о смерти и о смысле жизни — картина для Вуди вполне привычная 🙂

Что не слишком привычно — так это сны, которые видит Морт каждую ночь 🙂 Каждый из них — восхитительная черно-белая реминисценция картин Феллини, Годара, Бунюэля, Трюффо, ну и, конечно, Бергмана 🙂 Моментально узнаваемая, хрестоматийная, но в то же время — потрясающая, наполненная характерной для Вуди и нехарактерной для первоисточника проблематикой 🙂 Кто-то скажет, что это — малозначительная деталь, но для меня эти мимолетные, но яркие эпизоды — несомненно, главное достоинство фильма. Не только потому, что это своеобразный «мостик», который создает (в лучших традициях другого современного киноклассика) прелестную постмодернистскую вселенную — пусть и на короткое мгновение… Но и просто потому, что сцена, в которой Морт и Джо едут в автомобиле (вслед за профессором Боргом в «Земляничной поляне») и между ними происходит следующий диалог:

— (Морт) А какой у меня холестерин?
— (Джо) 150. (Томно) Но мы его понизим…

это просто лучшее, чего можно ждать от Вуди Аллена! 🙂

Ну, и разумеется, фирменный вудиалленовский слог здесь в избытке 🙂 Порой он настолько плотный и насыщенный, что хочется пересмотреть фильм как минимум еще раз, чтобы насладиться моментами, которые были неизбежно упущены при первом просмотре. При этом с точки зрения динамики и хитросплетений сюжета «Фестиваль Рифкина» не назовешь совсем уж «разухабистым» даже по меркам Вуди Аллена, и он уступит даже «Дождливому дню в Нью-Йорке» — вероятно, этим и объясняются весьма сдержанные отзывы критиков. Но мне картина понравилась необычайно — настолько, что улыбка не сходила с моего лица все полтора часа 🙂 Потому что в ней есть главное — та самая атмосфера, которую Вуди мастерски и в том же время обыденно создает в каждом своем фильме. Атмосфера, которая появляется с первых же завитушек фирменных титров и не рассеивается ни на секунду — до самого финала. Одним словом, это очень хороший фильм. Вот только шахматы для финальной сцены из уважения к Бергману могли бы найти и повыразительней 🙂

P.S. Судьба нового фильма Вуди Аллена, съемки которого должны были пройти в прошлом году в Париже, оставалась под вопросом, но несколько дней назад появились весьма оптимистичные новости: съемки, пусть и с очевидными ограничениями, должны состояться в этом году! И это чудесно — даже с учетом того, что новый фильм в лучшем случае появится на экранах только осенью 2022 года. Да, как я уже писал выше, с каждым новым фильмом маэстро и с каждым витком нашей бренной планеты вокруг Солнца начинаешь ценить Вуди все больше 🙂

В двух словах: легкое и беззаботное вуди-кино с привычной атмосферой 🙂

Оценка: 8/10

Смотреть: да

Понравился или оказался полезным этот пост?

Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖ

Читайте также


Оставить комментарий

Вы можете использовать теги <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>