Редкий хороший концерт в Пензе дает понять, как привык к концертам за тридевять земель от дома: там один, а то и два поезда, долгое предвкушение и интересный город в придачу, здесь — пятнадцать минут — и ты на месте, пятнадцать минут — и ты дома, и нет этого вечернего «Му-му» на Добрынинской с непременной гречневой кашей и бокалом пива «Пражечка», и нет прогулки по ночной Москве в безуспешных попытках хоть как-то переварить и осознать, что только что с тобой было, и нет ночевки в хостеле на двухъярусной кровати с разглядыванием только что сделанных фотографий в полумраке, и нет очередного подмосковного города в свободное время, и нет очередного посещения книжного магазина на Тверской, и нет очередного вторжения в московский ритм жизни — в общем, концерты в родном городе — совсем не то, к чему я привык.
А Валерия Сюткина я знал и любил с самого детства. Так случилось, что именно он всегда был для меня лицом группы «Браво», я долго не подозревал, что он уже давно ушел из группы, чтобы начать сольную карьеру — кто тогда поет такие песни как «Если бы на Марсе» или «Ветер знает», я, что интересно, особенно и не задумывался. В общем, если группа «Браво» — это саундтрек детства и юности, то Валерий Сюткин — это голос «Браво».
В апреле удалось попасть на концерт «Браво» в московском клубе ИКРА, и, несмотря на отсутствие Сюткина, разочарованием он не стал: неподдельная искренность ребят и удивительная свежесть этой родной с детства музыки поразили в самое сердце. Логичным продолжением должны были стать сольные концерты Сюткина и Агузаровой, но до них дело все никак не доходило — во-первых, из концертов в других городах всегда приходится выбирать самое-самое, во-вторых, четкого гастрольного графика Валерия Сюткина я так нигде и не нашел.
Как это часто бывает, чудеса случаются именно тогда, когда их меньше всего ждешь, и вот по приглашению одной из местных радиостанций, отмечающей свой юбилей, Валерий Сюткин приезжает прямо к нам, в Пензу. Местом проведения концерта становится наш театр, в котором я к своему стыду не был уже лет двадцать и который с тех пор успел сгореть и отстроиться заново. Новое здание театра и внутри, и снаружи оставляет ощущение несообразности — все кажется каким-то хрупким и картонным, золото и мрамор создают искусственный гламур, а роскошные красные кресла в партере никак не идут к выцветшим советским костюмам сидящих в них зрителей. В общем, как писал nevidimkas, не для Пензы это театр.
Вступительная часть концерта, в которой радиостанцию поздравляли разные люди, по счастью, заняла не более получаса, и на сцене появился… да-да — он!
С первых минут зрители окунулись в атмосферу рок-н-ролла, свинга и шейка; хиты группы «Браво» в разумных пропорциях сочетались с хитами самого Сюткина и малоизвестными вещами из его сольной карьеры. Некоторые песни предварялись забавными историями об их создании, например, песня «Вася» изначально называлась «Эдик», а «Красавчика» Сюткин «выиграл» у Михаила Танича на бильярде; открытием для меня стало и то, что именно Сюткин написал тексты ко многим песням «Браво», до этого я думал, что все тексты и музыку писал Хавтан; в тексты кое-где вплетались поздравления в адрес радиостанции. Я понял, что хотя его музыка имеет много общего с «Браво» и их влияние неоспоримо, в то же время она совсем иная — приджазованная, присвингованная, в общем, другая. И хотя то обаяние, за которое мы все его любим, при нем, Валерий Сюткин и «Браво» — это разная музыка.
Где-то в середине концерта Сюткин ненадолго отложил гитару и перешел к чтению стихов. В поэтическую часть концерта вошли стихи Игоря Иртеньева (кто не помнит, был такой в программе «ИТОГО») и другого малоизвестного поэта. Получилось, на мой взгляд, весьма удачно.
На смену стихам пришла не менее интересная ностальгическая часть концерта — несколько старых и безумно красивых песен, от которых прямо таки веяло временем: настоящий комсомольский рок-н-ролл «Ребята семидесятой широты»; старая советская песня «Как тебя зовут» на музыку Вадима Гамалия и стихи Михаила Танича — о самой песне Сюткину напомнил отец легендарного хоккеиста Валерия Харламова, а находившийся неподалеку Леонид Парфенов написал ее текст; «Опавшие листья» — шедевр Ива Монтана с русским текстом и один из рок-н-роллов Луи Примы 1958 года. Вышло очень трогательно, ностальгически — ну, и стали более понятны музыкальные корни Валерия Сюткина.
Завершающую часть концерта, состоявшую целиком из хитов, открыла приблюзованная «Я то, что надо» — а так хотелось послушать ее в оригинальном исполнении. За ней последовали «Дорога в облака» и, конечно, «Московский бит» с Пензой в припеве. «Вообще, я мог зарифмовать абсолютно любой город, — рассказал Валерий Сюткин на пресс-конференции с местными СМИ. — Я специально написал список городов, где к моменту создания песни мы успели побывать с «Браво». Это был где-то 1991-92 год, когда у нас случился триумфальный заезд в ваш город. Мне запомнился пензенский теплый прием, и я написал «Московский бит». Завершился концерт «Черным котом». Как только музыканты ушли со сцены, на ней появились ребята из технического персонала и стали убирать инструменты. Никакого намека на бис. А жаль.
В общем и целом, несмотря на некий налет юбилея местной радиостанции, и концерт, и сам Сюткин очень понравились и оправдали ожидания. То обаяние, за которое мы все любим этого исполнителя вот уже двадцать лет, при нем; и вместе с тем сегодня его музыка — совсем не то, что и тогда, и сейчас группа «Браво» — это отдельный пласт, корнями уходящий в джаз, блюз и свинг тридцатых-пятидесятых. И даже когда некоторые известные вещи «Браво» исполняются именно на этот манер, это хотя и неожиданно, но вполне интересно.
Единственным разочарованием от концерта стала пензенская публика. Зрители даже не могли нормально подпеть — когда Сюткин специально убавлял звук, их «подпевание» было едва слышно. Стыд и позор. Добрая половина зрителей в первых рядах сидели вообще с каменными лицами, впрочем, возможно это были разного рода приглашенные, но лучше от этого не становится.
А вообще очень здорово, что все это случилось. Теперь очередь за Жанной Агузаровой)
Фотографии с концерта
Сет-лист
1. Король Оранжевое лето
2. Гитара, ты, рок-н-ролл всю ночь
3. Любите, девушки
4. Далеко
5. Солнце
6. Как жаль
7. Вася
8. 42 минуты под землей
9. Я уезжаю
10. Для тебя
11. Оранжевый галстук
12. Пилот 12-45
13. Зажги мои огни
14. Красавчик
15. Заполярный твист
16. Радио ночных дорог
(стихи)
17. Ребята семидесятой широты
18. Как тебя зовут (Нина Бродская)
19. Опавшие листья (Ив Монтан)
20. Некий рок-н-ролл 1958 г. от Луи Примы
21. Я то, что надо
22. Дорога в облака
23. Московский бит
24. 7000 над землей
25. Черный кот
Ссылки по теме
01.11.2010 в 14:43
Ты вроде говорил что «мало», а судя по спискам — весьма много вещей, грех жаловаться. Или это такая традиционная претензия ко всем хорошим концертам? 🙂
01.11.2010 в 16:35
Час сорок — все-таки маловато показалось. Хотелось еще минут сорок хотя бы. А вещей оказалось и правда много — я даже удивился )
02.11.2010 в 22:12
Да уж, огромный сетлист… Моя любовь к Сюткину началась и закончилась где-то в 1994-96 годах, но огромное уважение как к уникальному на нашей сцене явлению осталось до сих пор.
03.11.2010 в 12:44
Огромный, а всего час сорок. Хотелось еще)
03.11.2010 в 22:06
Сюткин действительно молодец. Не могу отнести себя к его поклонникам, но полностью согласен с Alan: его творчество вызывает уважение, и имеет свое яркое и какое-то неподдельно искреннее лицо.
03.11.2010 в 22:15
Маленькая только поправочка:
“Опавшие листья” — шедевр Ива Монтана с русским текстом
«Опавшие листья» (Les Feuilles Mortes) написал французский композитор венгенрского происхождения Жозеф Косма. Ив Монтан — лишь один из наиболее известных исполнителей. Только изданных на дисках интерпретаций, причем очень разных, сотни, ведь «Опавшие листья» — один из известнейших джазовых стандартов.
04.11.2010 в 11:33
неподдельно искреннее лицо
В точку 🙂
французский композитор венгенрского происхождения Жозеф Косма
Спасибо за ремарку, я примерно это и имел в виду 🙂