Интереснейшая статья выпертого с телевидения за критику Матвиенко экс-ведущего программы «Временно доступен» Дмитрия Губина о природе и внутренней сути телевидения, развенчивающая многие мифы, прочно укоренившиеся в головах телезрителей (и в моей тоже). Под катом — полностью.

Сказав в феврале в эфире все, что думаю о Валентине Матвиенко, я не ожидал, что меня к сентябрю вычистят со всех государственных каналов. Теперь я могу говорить про ТВ все, что хочу!

Дмитрий Губин

Сразу, чтобы не возникало вопросов: не ждите от меня разоблачений, политических инвектив и прочих русских боданий теленка с дубом, тем более что в моей ситуации последнее слово присутствует в женском роде. Ибо, как говаривал Сева Новгородцев, с чем борешься, на то и повязан будешь.

Важно другое.

Я попал на телеэкран еще в прошлом веке, проведя с полтысячи эфиров (а там были такие экзотические вещи, как вечернее шоу «Экстра!» на «Дарьял ТВ». Вел я его с потрясающей красоты мулаткой Агатой, подбивая ее начинать приветствие с фразы «Вот стою я перед вами, простая русская баба…»), так вот, после всей этой бурной жизни я искренне считаю телевизор уходящей натурой, неперспективной системой.

В то же время тыщи людей, от юных гавриков до закаленных судьбой бойцов с седою головой, рвутся в телеящик, как будто внутри свила гнездо птица счастья завтрашнего дня.

И эти два представления о телевидении — изнутри и снаружи — настолько различны и внешние представления настолько оторваны от реальности и фантастичны, что я, как честный человек, должен изложить свод телевизионных правил, выполняющих роль предупреждений.

Правило первое: коллективного труда

Все хотят быть лицами телеэкрана, но даже программа, где ведущий с гостем один на один, является коллективным продуктом, на который у ведущего нет контрольного пакета. И у Познера нет, и у Опры Уинфри, и у Ларри Кинга. Их несомненные труд и талант в реальности не обеспечивают и половины успеха, и, думаю, Кинг и Познер не будут возражать. У Ларри Кинга, например — просто зритель этого не видел,— стоял в студии огромный прозрачный экран, на который выводилась информация, которую по ходу эфира добывала и обрабатывала целая бригада. А уж Ларри обращал это в одну непринужденную реплику, и все ахали: «Ай, молодца!»

И у меня во время съемок «Временно доступен» сидела в ухе (скрытый динамик, подающий команды ведущему, так и называется — «ухо») продюсер Наташа, которая шептала вкрадчиво, но тоном таким, что попробуй не подчинись: «Отпускай ее… она раскрылась уже, готова, но не спугни… давай попробуй про детство мягонько спросить, про куклы… а потом жесткача про первую обманутую любовь», когда, например, приходила такая непростая, закрытая гостья, как Валерия Гай Германика. И я покорялся: в конце концов, это Наташа два часа съемок превращала в образцово смонтированные 40 минут. А когда однажды вспылил и после съемок режиссера N. закричал, что программа была полным дерьмом, сплошным киселем, Наташа ответила тоном мамы, успокаивающей капризулю: «Какой же ты глу-у-упый… Это тебе кажется, что он ничего не ответил, но мы же глаза его сверхкрупно давали, и знаешь, как они зыркали?» За Наташиной спиной стояли, как тридцать три богатыря, восемь операторов, звукорежиссер, режиссер, монтажеры, администратор и далее по списку. Это писатель может родить книгу без помощи акушерки, а телевидение — коллектив. Которым вдобавок из неведомой высоты повелевает незримая рука, определяющая темы, утверждающая (и часто запрещающая) гостей. Думать, что ты и есть герой, повелевающий жизнями, лишь на том основании, что тебя показывают на экране, глупость несусветная. Читать полностью »

Ностальгическое)

Хотя это и более поздняя версия игры, которая тем не менее продержалась в эфире целых три сезона, с 2003 по 2005 год, она все же ясно дает понять, каким качественным было телевидение девяностых.

А вот один из первых выпусков игры! 1995 год.

Кадетство

08.09.2011

Посмотрел, наконец, этот видеоролик из программы «Самый умный», в котором юная девушка-кадетка дала 49 правильных ответов за две минуты, что стало абсолютным рекордом игры. Посмотрите и вы.

Ролик сильно насмешил этой бессмысленной и беспощадной спешкой, особенно в конце, когда девушка сказала Тине: «Быстрее!», и бедная Тина, и до этого тараторившая как из пулемета, удвоила, если не учетверила скорость :))

Эта программа в те редкие моменты, когда я ее смотрел, неизменно оставляла противоречивые впечатления.

С одной стороны, имеет место явная деперсонификация игроков, которая выражается не только в том, что Тина частенько называла (а может и сейчас называет) игроков по фамилиям, но и в том, что здесь создается определенный образ успешного человека, который лично для меня не вполне приемлем.

Успех здесь — это холодность, отчужденность и непременное одиночество носителя успеха. Создается ощущение, что с детских лет эти люди знают, что в достижении успеха им не поможет никто и что по жизни они будут обречены на интеллектуально-эмоциональное одиночество, и поэтому с самого начала они предельно ориентированы внутрь себя.

Возможно, поэтому в других программах мы легко отличаем Новикова от Друзя, Друзя — от Поташева, а Поташева — от Григория Гусельникова 🙂 и даже в межсезонье прекрасно представляем себе этих персонажей. Здесь же все игроки — победители и проигравшие — на одно лицо.

Второй момент — простейшие вопросы, которые нужно брать количеством (это вообще дискредитирует и без того смутную идею, вынесенную в заголовок программы). Вопросы из серии «С каким инструментом выступает Александр Розенбаум?», «Сколько участников входят в состав квартета?», «В составе какой группы Виктор Цой записал песню такую-то?», «В какой стране был основан Боннский Баховский хор?» и (не дословно, но по сути) «Какая война была в России в 1812 году?» — это проверка не на интеллект и не на эрудию, а на нечто другое 🙂

Как способность отвечать на такие вопросы за полторы секунды (а не за три или четыре) свидетельствует об интеллекте и какой вообще от этого прок?..

P.S. А Тину с такими данными можно посадить в программу «Время», дабы сердобольные бабушки, которые не успевают за Екатериной Андреевой, окончательно перестали понимать, что происходит в стране 🙂

Странное

30.06.2011

В хорошем смысле слова странный выпуск «Антропологии». В гостях у Дмитрия Диброва энтомолог Анатолий Белкин.

Нет, я всегда понимал, что Эрнст, хотя и руководит «Первым каналом», внутри глубоко эстет — и некоторые ночные проекты канала — тому подтверждение. Но тут он выразил свои воззрения наиболее ярко:

Первые сезоны «Фабрики звезд» были для меня попыткой создать новый стандарт русской поп-музыки. Группы «Корни», «Фабрика», Юлия Савичева и другие созданные каналом герои звучали по тем временам вполне авангардно, насколько это слово может быть применимо к постсоветской российской массовой культуре. А то, что произошло с ними потом, это, в общем, та же деградантская история, которую мы наблюдали и с властью. Запуская «Фабрику. Возвращение», я хотел показать, во что превращается попса на неконкурентном рынке, такая метафора путинизма. Это же я придумал, чтобы Виктория Дайнеко перепевала «Дусю-агрегат» — старинный хит любимой группы Путина «Любэ». Дуся-агрегат — по-моему, это наиболее адекватный образ путинской государственной машины, и если кто-то этого не понял — что ж, я хотя бы попробовал.

Невероятно стильная подача в «Намедни-2003». Наслаждаемся!

Сегодня интересная дата: десять лет назад, 14 апреля 2001 года, не стало телеканала, который, все еще надеюсь, в хорошем смысле «подпортил» и мою жизнь, телеканала, который был эталоном информационного вещания и просто эталоном для многих и многих из нас…

Медиапространство тогда было другим, да и жизнь была другой — представить себе, что тысячи людей могут выйти на улицы в защиту своего телевидения сегодня, просто невозможно.

И, как это ни печально, ничего подобного, похоже, уже не случится. С обилием кнопок телевидение и радио, какими бы «вкусными» они не были — просто бизнес, которым управляют законы бизнеса. А значит и того маяка, того ориентира, каким было то НТВ для ста двадцати миллионов своих зрителей, сегодня существовать просто не может — за десять лет зрители эти безнадежно тонкой прослойкой оказались размазаны по сотням радиостанций, тысячам кабельных каналов и миллионам интернет-сайтов. И выходит, что цель тех, кто мочил НТВ, явно или опосредованно, достигнута.

Это невероятно грустно, но ведь динозавры однажды тоже вымерли.

Игра «Кто хочет стать миллионером», несколько испортившаяся в последнее время (в основном из-за приглашенных звезд), порадовала редкой красоты сюжетом :))

Выпуск целиком можно скачать здесь.

via [info]pushnoy_ru

Прямо сейчас!

Здесь.

Руководитель информационной службы Первого канала Кирилл Клейменов:

Леонид Геннадьевич прекрасно знал, что Константин Эрнст очень за него боролся, отстаивал его право быть в эфире и поддержал как раз в тот момент, когда многие от него отвернулись. При этом, он наверняка предполагал, что у Эрнста из-за этой речи могут быть проблемы – в конце концов, он прекрасно осведомлен о той системе координат, в которой мы все существуем.

Для меня в этой истории очень многое остается неясным. Парфенов всегда был достаточно отстранен от политики, это человек исключительно творчества. У него много раз была возможность в острых ситуациях заявить о своей позиции, но он этого не делал. И мне интересно – почему сейчас?

Почему человек с феноменальной памятью, о которой знает весь цех, читал эту речь по бумаге? И почему у него дрожали при этом руки, – хотя эфирные люди умеют справляться с волнением? Как бы то ни было, на какое-то время, Парфенов займет пустовавшую до этого момента нишу совести профессионального сообщества. Вопрос – надолго ли?

Вот так взяли наиболее удаленного от политики человека, дали ему премию, а он… испортил междусобойчик. Конечно, тут стоит искать заговор. Очень в духе информационной политики наших центральных телеканалов в последнее время.

Не знаю как у вас, а у меня сегодня вся френдлента заполнена текстами и видеороликами этого выступления Леонида Парфенова на церемонии вручения ему премии имени Владислава Листьева.

И, конечно, это лишний раз доказывает, что Леонид — хотя и не борец, но один из немногих людей, которые еще по-настоящему верны этой профессии, и всегда был ей верен.

Ну что, по-моему получилась программа. События, люди и явления обрели форму — и как всегда у Парфенова, на все (включая баскетбол и хоккей) можно посмотреть и все (включая «Линкольн Континент») потрогать.

Жаль только, что каждому событию в итоге отводится не так много времени, как хотелось бы.

Ну, и БГ 🙂

img_1524.jpg

13 ноября в 00.00 на Первом канале — лучшие выступления с фестивалей «Сотворение мира» 2008 — 2010 гг.

В частности покажут Патти Смит, Земфиру, Ману Чао, Molotov, «Машину времени», «Сплин», «ДДТ», «Океан Эльзы», «Аквариум», «King Crimson» и «The Future Sound of London».

Продолжительность — 1 ч. 30 м.

pr20101026141449.JPG
Фото: Руслан Рощупкин / 1tv.ru

Какие годы у Леонида Парфенова? Это можно будет узнать, совершив экскурсию на машине времени вместе с ним и его соведущей Татьяной Арно (6 ноября в 21.15). Первое путешествие — в 1972-й год.  Специально для проекта был выстроен в натуральную величину городской двор начала 70-х, который наполнили атрибуты и оживили лица минувшей эпохи. В новой программе в отличие от популярного «Намедни» ушедшее время не вспоминается при помощи журналистских, публицистических приемов и документальной хроники, а воссоздается вновь. Ведущие будут распивать с Михаилом Ефремовым на троих («Потому что ну с кем еще можно обсудить Постановление 72-го года о борьбе с пьянством и алкоголизмом?), вместе с Борисом Гребенщиковым попытаются организовать «концерт-квартирник» и многое-многое другое. «Российская газета«