Драма «Человек-слон» («The Elephant Man»)
16.03.2011
Режиссер: Дэвид Линч
В ролях: Энтони Хопкинс, Джон Херт, Энн Бэнкрофт, Джон Гилгуд, Уэнди Хиллер, Кэтлин Байрон и др. Авторы сценария: Кристофер де Вур, Эрик Бергрен и Дэвид Линч
Продюсеры: Джонатан Сэнгер, Мел Брукс и Стюарт Корнфельд Композитор: Джон Моррис Производство: США, Великобритания Год: 1980 Длительность: 124 мин. Бюджет/Сборы: $ 5 млн / $ 26 млн IMDb: ID 0080678 |
Второй фильм Дэвида Линча оказался настоящим шедевром…
Его сюжет — история о молодом человеке Джоне Меррике (Джон Херт), внешность которого с рождения обезображена так сильно, что место ему находится только в бродячем цирке. Предприимчивый делец и пьяница Бейтс (Фредди Джонс) демонстрирует его нетребовательной публике в самопальном фрик-шоу «Человек-слон», а на заработанные гроши живет в свое удовольствие и покупает выпивку.
Как-то раз на счастье Меррика среди зрителей оказывается доктор Фредерик Тривз (Энтони Хопкинс). Он платит Бейтсу двойной гонорар и на время выкупает Меррика, чтобы показать его своим коллегам и попытаться ему помочь. Меррика размещают в изоляторе госпиталя, и доктор приступает к исследованиям. Со временем он понимает, что помочь своему пациенту не может ничем.
Но Меррик, как оказывается, не только понимает человеческую речь, но может говорить и читать, тонко чувствует окружающую действительность и, кажется, в полной мере осознает трагизм своего положения. Только смогут ли осознать его «полноценные» члены общества, с которыми Меррику придется время от времени сталкиваться. В большинстве своем, конечно, нет…
Очень сильный и очень грустный фильм о вечной истории не противостояния общества и индивида, но неприятия обществом всего того, что кажется ему неизвестным и непонятным. Таких историй, конечно, ни одна и ни две, но есть в этом фильме что-то такое, что с первых же минут начинаешь ни много ни мало жить этой историей, с невероятной силой переживая все происходящее. Это и отличает редкое хорошее кино от всего остального.
И в чем здесь секрет — в невероятной актерской игре Энтони Хопкинса и Джона Херта, в душераздирающей реальности этой истории, в филигранно выстроенной композиции черно-белого кадра, в берущем за душу саундтреке Джона Морриса — или настоящее искусство рождается только в магическом сплаве всего вышеперечисленного? Наверное, это не так уж важно.
Продюсером фильма неожиданно выступил… Мэл Брукс, вдохновленной предыдущей работой Линча «Голова-ластик«. От Брукса здесь — его постоянный композитор Джон Моррис, его супруга Энн Бэнкрофт (да-да, та самая миссис Робинсон), сыгравшая очень тонкую и важную роль голливудской звезды миссис Кэндал, одной из первых прочувствовавшей весь трагизм Меррика, вселившей в него уверенность и подарившей ему немного обычного человеческого счастья. И, возможно, именно от Брукса та самая филигранная точность картинки, за которую среди прочего я так люблю «Молодого Франкеншнтейна«.
История Джона Меррика (которого на самом деле звали Джозефом) абсолютно реальна, разве что в жизни общество относилось к нему чуть более благосклонно. Грим Джона Херта, наложение которого занимало по несколько часов ежедневно, был сделан на основе хранящегося в Королевской больнице Лондона заспиртованного тела Джозефа Меррика.
Фильм был весьма успешно встречен критиками (а разве могло быть иначе?) и получил восемь номинаций на «Оскар», но не выиграл ни одной статуэтки. В Европе фильму повезло больше — он получил гран-при Международного фестиваля фантастических фильмов в Авориазе, а также премии BAFTA (лучший актер — Джон Херт) и «Сезар» за лучший зарубежный фильм.
И в заключение этого несколько затянувшегося обзора — воспоминания доктора Тривза, которые помогут прочувствовать эту историю.
«Это был самый отвратительный представитель человеческого рода, какого я только видел… Самой выделяющейся его чертой была его огромная, неправильной формы, голова с огромным костным наростом на лбу там, где обычно бывают брови, в то время как с задней части головы свисали складки губчатой кожи, поверхность которых была сопоставима с коричневыми соцветиями цветной капусты.»
«Я предполагал, что Меррик слабоумен и слабоумен с рождения. На его лице не было никаких эмоций, речь была бессвязной, а его по поведению казалось, что в его голове нет совершенно никаких эмоций, и это дало почву таким предположениям… То, что он может осознавать свое положение, казалось немыслимым… Я понял всю трагедию его жизни только когда узнал, что он умен, очень чувствителен и, что хуже всего, обладал романтическим воображением.»
В двух словах: настоящее искусство
Оценка: 10/10
Смотреть: обязательно
Ссылки по теме
Понравился или оказался полезным этот пост?
Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖЧитайте также
Оставить комментарий