***

31.07.2020

Этот фасад нового здания Кройц-аптеки в Калининграде — все, что вам нужно знать о «реконструкции» в России. Видимо, архитектора попросили «сделать, чтобы багато».

А вот так это здание выглядело в начале прошлого века.

Я, разумеется, вижу много такого добра и в окружающей действительности. И для меня загадка: ну что у людей с чувством вкуса? Куда оно пропало? Было ли оно вообще? Почему все, что в свои лучшие годы было хотя бы немного выразительно и элегантно, после «реконструкции» превращается в пестрое … со стразами?

Единственное логичное объяснение встречалось мне у Лебедева в «Ководстве», которое я читал в незапамятные годы (возможно, в этой главе, но это неточно): на заре совка все славные традиции (а возможно, и часть людей) попросту выкосили, и все последующие годы советские граждане жили в одинаковой, серой и невзрачной реальности.

И все же я не разделяю это объяснение до конца: какое-то чувство вкуса у человека врожденное, и его, как ни старайся, не испортить ничем… Но где же оно?

***

21.07.2020

Второй сезон «Внутри Лапенко» пока вызывает ну очень противоречивые ощущения — и, кажется, в ближайшие 8 серий вряд ли что-то изменится.

Но яркие моменты изредка бывают и здесь. Например, отсылочка к «Твин Пикс» — ну где еще ее можно увидеть с фразой «Ну, здорово, отец» :)))

(13:01)

Внутри Лапенко 2. Серия 2

Вчера попробовал немного поснимать комету C/2020 F3 (NEOWISE), благодаря которой последнюю неделю ликует все астрономическое сообщество 🙂

Получилось, к сожалению, не очень (пока), так как все упирается в физические пределы моей камеры и объектива, но и комету вчера было видно хуже обычного из-за какой-то дымки.

Невооруженным глазом комету видно заметно хуже, чем на фотографиях, но сам факт того, что ты видишь, безусловно, впечатляет.

Комета будет видна невооруженным глазом до 30 июля (дальше — только с помощью оптических приборов). 23 июля комета максимально сблизится с Землей (до 0,69 а.е. или 103 млн км).

Наиболее удаленная от Солнца точка ее орбиты находится на расстоянии 500-700 а.е. от Солнца. Период обращения кометы — 6800 лет, так что поспешите увидеть ее до конца июля )

Продолжаю знакомство с библиографией «главного русского писателя современности». Правда, с переменным успехом — стоит увидеть на первой странице очередной книги персонажа по имени «А Хули», и знакомство тут же заканчивается…

Но вот таких персонажей вроде бы не замечено, да и структура повествования более чем любопытна — вся книга представляет собой длинный чат, участники которого заперты в одинаковых комнатах и ведут пространный разговор друг с другом.

Одну из участниц чата зовут Ариадна, а если сложить первые буквы имен всех участников, получится «Минотавр» — короче говоря, это такое своеобразное (очень своеобразное!) переложение мифа о Тесее.

Первая глава невероятно увлекательна и вызывает неподдельный интерес, но чем дальше, тем сильнее закручивается мифологическая основа сюжета (конечно, если она есть) и тем сложнее становится понять, что вообще происходит… Конструкции, которые казались логичными, тают на глазах, накладываясь друг на друга и взаимопереплетаясь до такой степени, что их становится не узнать.

Конечно, я все понимаю — постмодернизм правит миром, но должны же быть хоть какие-то рамки приличия…

Даже финал, на который я не без основания надеялся, не дает совершенно никаких ответов. Все это похоже на собранную из конструктора игрушку, которую начиная с первой главы грубо разламывали на части, так что к концу остались лишь разбросанные детали. По которым, как ни старайся, не понять, что это вообще было и главное — зачем…

По совету добрых друзей решил, наконец, познакомиться с этой хрестоматийной книгой) Не ждал ничего особенного, но с первых же страниц увлекся так, что было не оторваться!

Что же прекрасного есть в этой книге?

Ну, во-первых (и это главное) — изумительный, изящный и тонкий британский юмор. Все знают, например, что именно здесь фигурирует тот самый суперкомпьютер, который дает ответ на «Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого».

Но не все знают, что обитатели планеты, создавшие этот суперкомпьютер, ждали этого ответа… семь с половиной миллионов лет (!!!), за которые сменились сотни тысяч поколений) Они жили только надеждой наконец получить ответ, и тут такое…

Особенное наслаждение доставили пара моментов, когда в тексте были неожиданно упомянуты тексты двух популярнейших песен (одна из них — в том числе и гимн «Ливерпуля» :)). И не для того, чтобы просто вставить их в текст (как сделали бы Мураками и Пелевин), но с невероятно мощным комическим эффектом )

Во-вторых, персонажи. Их здесь немного, но все как на подбор, и каждый следующий — на порядок оригинальнее предыдущего. Мой любимый — депрессивный робот по имени Марвин )

Ну и в-третьих, собственно, сюжет. Начинается все довольно буднично, но уже во второй главе события приобретают поистине космические масштабы, а картина мироздания, которую мы видим только в финале, не может вызвать ничего кроме восхищения.

По счастью, эта книга — лишь начало серии, состоящей из пяти романов. Посмотрим, что там дальше)

4 июля «Серебряный дождь» устроил марафон из разнообразных передач прошлых лет, в числе которых неожиданно оказалось и… «Фрэнки-шоу»!!! 🙂

И в студии на час эфирного времени появился сам… Вадим Демчог!

«Марафон благодарности», Фрэнки Шоу

Что же это было?

Формат вопреки ожиданиям оказался не вполне обычным: две изрядно сокращенные роли (вероятно, именно так они и звучат в спектаклях театра «Арлекиниада», на которые я все никак не выберусь). Первую роль исполнил Вадим, вторую — актриса Юлия Железняк.

В общем, не вполне то, к чему мы «привыкли».

Но как же божественно играет Вадим Демчог!!! Боже, это просто не поддается никакому описанию, и самые бурные восторги не отразят и тысячной доли того, что ты чувствуешь, когда просто видишь это… (Да, мы можем быть благодарны последним десяти годам хотя бы за то, что теперь на радио есть видеотрансляции). И мы можем примерно представить, как это было тогда… 🙂

На этом фоне любые другие актеры, которые также исполняют роли Фрэнки на этих спектаклях, конечно же, безгранично меркнут…

В общем, первые полчаса оказались космически прекрасными 🙂

Ну, а главное и совершенно неожиданное для меня чудо — в том, что я отчетливо почувствовал/ощутил/увидел, что Фрэнки на самом деле вернулся…. Пусть и на миг.

Это какая-то невероятная магия театра, игры, искусства — когда несмотря на всю простоту и на очевидные условности происходящего ты переживаешь подлинные эмоции и испытываешь невероятные ощущения…

Шоу-тайм)

Дождались! Уже послезавтра! )

Внутри Лапенко 2. Трейлер

***

01.07.2020

Что же такое посмотреть сегодня вечером?

Может быть, это? 🙂

Лапенко. Отрывок из фельетона Бориса Ирландцева «КОНСТАТАЦИЯ»

P.S. Только пару раз посмотрев ролик, обратил внимание на название фельетона))

***

01.07.2020

а мир говорит
как ты можешь быть так спокоен?
надвигается шторм, который разорвёт
саму суть бытия

а я говорю
мир, ты не понял
да, надвигается шторм
шторм – это я

Леонид Парфенов и Антон Лапенко таки встретились!!! Как же это прелестно! 🙂

И еще более прекрасно то, что в этом сложном и неоднозначном мире (дополнительно искривленном призмой российской действительности) у нас есть такие разные, но одинаково прекрасные эмоциональные и интеллектуальные ориентиры как Леонид и Антон! 🙂

Намедни: PS серий. Лапенко как Чарли. Q&A. Обнуление после чумы. «Загадка дыры»

Таймкоды:

23:40 — вступление Леонида; о персонажах, об их внутренней природе и о том, откуда появился Инженер, а потом и все остальные
1:06:25 — о том, что все, что говорят персонажи — чистая импровизация (!)
1:29:13 — вступление Леонида и… «Загадка дыры!!!!»; уморительный фрагмент, в котором Леонид несколько раз пытается войти в образ, но не очень успешно

Борис Борисович неожиданно выпустил новый альбом! 🙂 Как и несколько последних пластинок «Аквариума», «Знак огня» — это сольный альбом БГ, и в этот раз Борис Борисович представил развернутое (а также потрясающе интересное и глубокое) объяснение того, чем же его сольные альбомы отличаются от альбомов, выпущенных от лица «Аквариума».

БГ — это маска «Аквариума».

Альбом называется «Знак Огня» и — как и предыдущие два — выходит под именем БГ. Но не позволяйте ввести себя в заблуждение. Вся моя жизнь в музыке происходит по благословению области света по имени «Аквариум»; БГ в данном случае — псевдоним «Аквариума», маска.

Но псевдоним этот взят неслучайно.

Кто же такой — этот БГ?

«Русский Альбом», «Чубчик», «Лилит», песни Окуджавы и Вертинского и вот теперь еще эти три альбома. Удивительно, что же это за тип с трагедией в сердце?

Если рассматривать свою жизнь внимательно, то можно заметить, что в сердце у меня есть такая особая призма; посмотришь через нее, и вдруг видишь — какая трагедия все вокруг. И вот эта призма трагедии, когда получается увидеть ее отдельно от самого себя — создает целое мироощущение, дает удивительную силу и делает тебя важным; еще бы — выходит человек и говорит: «Да перестаньте притворяться, перестаньте лгать себе и другим, ведь в основе всего лежит потеря, расставание и смерть!». И все притихают и думают: «Он не побоялся сказать то, что мы все думаем». Как мне однажды крикнули на концерте: «Боря, спой что-нибудь наше, печальное!».

А ведь все прямо наоборот. В основе всего лежит не потеря, а дар — каждому из нас дали невероятную возможность родиться и жить в этом мире, тайн и красоты которого постичь умом невозможно даже за сотни жизней. В основе лежит не расставание, а встреча; в основе не смерть, а жизнь. Подмена счастья на трагедию происходит, когда мы входим в «право собственности», когда начинаем считать, что владеем. Происходит это всегда от неуверенности, я хочу точно знать, что «это мое». Постой! Да нет у нас ничего своего, все нам дано от бесконечной щедрости мира, дано на время, но нет, неуверенность рождает желание владеть, желание рождает жадность, а жадность обращает чудо бытия в трагедию.

И для меня великая роль этого пресловутого БГ — возможность вынуть из себя и внимательно рассмотреть со всех сторон этот кристалл трагедии. Рассмотреть и увидеть его нелепость и осознать, что смотреть через него или смотреть без него — выбор за нами.

И при этом в трагедии нет ничего плохого — она может совершать важнейшее дело очищения души (очищения кармы, как сказали бы некоторые) — до тех пор, пока она не становится единственным методом видеть мир. Когда мыло попадает в глаза, бывает очень больно — но предназначено оно не для этого.

А по-настоящему мы владеем только тем, что отдаем.

<…>

Почему же все-таки этот альбом БГ, а не «Аквариум»?

Если «Аквариум» всегда был поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ, — это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу.

Мне потребовались десятки лет и сотни песен, чтобы наконец понять, что одно невозможно без другого.

Невероятно интересные наблюдения, над которыми задумываешься! И ведь правда — стоит лишь сместить акценты с трагедии и негатива и взглянуть на жизнь как на потрясающий подарок, на чудо (пусть и строго ограниченные во времени) — и можно легко свернуть горы 🙂 Даже если не надеешься на последующую реинкарнацию 🙂

Но вернемся к альбому. По словам самого БГ, «Знак огня» — это завершение трилогии, также включающей «Соль» (2014) и «Время N» (2018). Судя по ней, последние шесть лет вокруг творилось и продолжает твориться нечто невыразимо печальное и беспросветное — и с этим иногда, увы, трудно не согласиться.

Каким же оказался новый альбом?

Невероятно разнообразным с точки зрения стилей и жанров. Настолько, что элементы этого пазла упорно не хотят складываться в единое целое, и «Мое имя пыль» так и остается песней с вышедшего четыре года назад мини-альбома «Песни нелюбимых», а «Поутру» — песней еще несравненно более давней, хотя и ничуть не растерявшей своей свежести. Особняком стоит неподражаемый «Пошел Вон Вавилон» 🙂 А «Баста Раста» уже не вызывает такого взрывного эффекта как в момент ее выхода.

Отчасти дело, безусловно, в том, что большая часть альбома — это вещи, которые уже были опубликованы ранее. И хотя во время прослушивания я упорно старался представить, что слышу их впервые, ощущение отсутствия цельности не покидало. Наверное, это не хорошо и не плохо, но это, безусловно, накладывает некий отпечаток на восприятие альбома в целом.

Что касается содержания и настроения, то здесь мы снова отправляемся в «путешествие от тьмы к свету» (и потом снова во тьму и снова к свету), но на этот раз погружения в омут действительности оказываются хотя и резкими и глубокими, но не очень продолжительными, а каждый этап возвращения выглядит беспримерно светлым и оптимистичным (по меркам двух предыдущих сольных альбомов). Будет ли это возвращение к свету окончательным? Глядя на то, что происходит вокруг, я уверен, что нет 🙂 Да и как отметил чуть выше сам Борис Борисович, «одно невозможно без другого».

И еще одна грань этого альбома — настроение, которое я просто не мог не уловить.

БГ — Не судьба

не судьба
говорили мне добрые люди
вот — всё, что ты знал и хотел
а вот – дымоход и труба
то, что снилось тебе
этого нет и не будет
остальное оставь остальным
не судьба

Кажется, это впервые, когда БГ (в лице своего лирического героя) прямо говорит: «Все, я устал бороться. Я сделал все, что мог, я сражался изо всех сил все эти тридцать лет, но силу эту не победить».

не судьба
нет больше слёз и стёрты колени
наступает момент и рукам уже не удержать
каменной тяжести лба
настоящих нас даже не было здесь
дольше, чем на мгновенье
настоящие мы возвращаемся в солнечный свет
не судьба

«Эта сила существует здесь тысячи лет и будет существовать еще тысячи лет, с этим ничего не поделаешь, а мы стали ее свидетелями лишь на мгновенье и думали, что сможем что-то изменить».

И это очень тревожное ощущение. Это не то, чтобы прямо прощание, но какой-то неожиданный рубеж… Это настроение сквозит и еще в одной песне на этом альбоме:

хиханьки да хаханьки
наши крылья махоньки
вышла закручинилась
вся моя родня

хаханьки да хиханьки
сереньки да тихоньки
пусть вам будет сыто-пьяно
только без меня

Возможно, это мое узкое прочтение, но никак не могу отделаться от этого ощущения. Ощущения финала в битве между добром и российской вневременностью, завершившегося в пользу последней. И повода прийти сюда еще один раз уже нет…

P.S. Чтобы не казалось, что все настолько печально, в завершение — лучик света (в конце туннеля :))).

БГ — Вечное Возвращение

Итак, несколько секунд назад «Ливерпуль» впервые за последние 30 лет стал чемпионом Англии!! Е-е-е!!!!

Я ждал этого, конечно, не тридцать лет, но пять лет точно 🙂

Ее-е-е-е-е-е-еее-ееее-ееее!!!!!!!…. 🙂

Взглянул как-то на вечернее небо, а там знакомая парочка на привычном месте)

А главное — даже на этом снимке видно, что слева действительно Сатурн (и это на моих 300 мм)!

Потрясающе!!!!


X-Files

Начал читать «Автостопом по галактике» и задался вопросом: а каков современный научный взгляд на вероятность существования внеземных цивилизаций?

Оказалось, даже из Википедии можно узнать много интересного!

Во-первых, на данный момент существуют очевидные технические сложности контакта. Ближайшая к нам звезда, на которой теоретически могли бы находиться какие-то формы жизни, Проксима Центавра, находится на расстоянии 4,2 световых лет (или 40 триллионов километров) от Земли, и преодолеть такое расстояние пока не под силу даже Илону Маску 🙂 Существует некоторая вероятность того, что у инопланетян могут быть корабли, скорость которых превышает скорость света, и это могло бы решить «проблему», правда, превышение скорости света не согласуется с общепринятой на данный момент физической картиной мира.

Во-вторых, (и здесь мы переходим от физики к лирике) нельзя не упомянуть парадокс Ферми (также называемый «парадоксом великого молчания»). Физик Энрико Ферми (1901-1954) однажды задался вопросом: почему за миллиарды лет развития вселенной в ней не осталось никаких следов присутствия внеземных цивилизаций? Или, как лаконично сформулировал это сам Ферми: «Ну, и где они [инопланетяне] в таком случае?» 🙂

Ответов на этот вопрос современная наука (ну, или безымянный автор из Википедии) предлагает добрых два десятка (некоторые из потрясающе интересны и многие вполне логичны).

1. Внеземных цивилизаций просто не существует: по каким-то причинам человечество — уникальное явление; либо по каким-то причинам цивилизации достаточно быстро гибнут сами собой — например, в результате войн, природных, экологических или иных катастроф;
2. Внеземные цивилизации существуют, но из-за колоссальных расстояний космоса контакт с ними невозможен из-за ограниченности скорости света (радиосигнал до ближайшей к Солнечной системе звезды будет идти около четырёх лет);
3. Внеземные цивилизации существуют, их уровень близок к нашему, и они более склонны наблюдать, выискивая чужие сигналы, чем подавать свои (по энергетическим или другим причинам);
4. Внеземные цивилизации существуют, однако уровень их развития слишком низок, чтобы связаться с нашей цивилизацией;
5. Внеземные цивилизации существуют, однако уровень их развития слишком высок, чтобы связываться с цивилизацией Земли;
6. Внеземная цивилизация не контактирует с Земной по причине отсутствия интереса к нашей цивилизации, вследствие отсталости наших принципов дальней космической связи (другими словами — будете ли вы разговаривать с муравьём?), или по причине проводимой политики невмешательства;
7. Внеземные цивилизации существуют, контакт возможен или даже состоялся, однако заинтересованные влиятельные силы внутри нашей цивилизации скрывают факт контакта. Эта «теория заговора» активно эксплуатируется в фантастической литературе и кинематографе;
8. Внеземные цивилизации существуют, уровень их развития выше нашего, они наблюдают за нами, а в опасные моменты истории (например, Карибский кризис в 1962 году) негласно влияют на развитие событий; находятся в тайном сговоре и сотрудничают с влиятельными силами земной цивилизации;
9. Внеземные цивилизации существуют, их множество. Возможно даже наличие некого объединяющего органа (Союз, Конфедерация, Федерация) с политикой негласной опеки менее развитых цивилизаций, таких как наша;
10. Внеземные цивилизации существуют, но не испытывают интереса к космическим исследованиям, космонавтика и поиск сигналов с других звёзд — «быстро проходящее увлечение»;
11. Внеземные цивилизации существуют, но не посещают нашу планету, так как имеют принципиально другую природу (например, плазмоидная жизнь, которая возможна лишь в определённых условиях при высоких температурах);
12. Внеземные цивилизации существуют, но не посещают другие планеты, поскольку их информационные и коммуникационные технологии позволяют им наблюдать за интересующими их феноменами (или даже оказывать на них влияние) на других планетах удалённо — поэтому они не видят смысла в физическом перемещении к этим объектам;
13. Внеземные цивилизации достигают технологической сингулярности и самоизолируются, теряя при этом интерес к исследованию Вселенной;
14. Внеземные цивилизации способны функционировать в пространстве, имеющем более трех измерений, и могут наблюдать за развитием Земли без вмешательства;
15. Внеземные цивилизации достигают высшей точки развития, им доступны сверхтехнологии, способные изменять материю на любом уровне и создавать целые вселенные, одна из которых, возможно, наша;
16. Цивилизации (в том числе внеземные) исчезают (точнее, уходят) из нашего мира, поднимаясь на высшие уровни бытия («вознесение» — также нередкая тема в научной фантастике);
17. Внеземные цивилизации существуют вне нашей Вселенной, и контакт принципиально невозможен или бессмысленен. Например, есть гипотезы Мультивселенной или Вселенной — симуляции (будете ли вы разговаривать с персонажами компьютерной игры?).

В общем, есть над чем поразмыслить)

***

19.06.2020

«The early, funny ones…» 🙂

Late Night ‘Masturbating Bear «Public Service Announcement» 1/28/98