Вена. Часть 1. В музее истории искусств
24.07.2014
Начнем Вену необычно. В музей истории искусств меня привела вовсе не любовь к искусству, а тот факт, что именно здесь разворачивался финал шикарнейшей игры «Мафия«! :))
И вот как это было (4:55 — 21:05) 🙂
Прохождение Mafia — The City of Lost Heaven. Декаданс + Эпилог.
На трех этажах музея — три десятка головорезов, вооруженных всеми видами оружия. На долю несчастного меня — лишь пара аптечек, а также полное отсутствие чекпойнтов и какой-либо возможности сохраняться. По прошествии пары недель, потраченных на прохождение финала, я мог с закрытыми глазами нарисовать детальный план музея 🙂
Отдельно стоит сказать об ощущениях, которые испытываешь, оказавшись в настоящей декорации компьютерной игры. Они не похожи ни на что другое! Они потрясающие и странные одновременно. Когда помнишь каждый уголок, за которым сидел и отстреливался, и понимаешь, что это самая что ни на есть реальность 🙂 И в то же время… не вполне реальность… 😉 В общем, представится возможность попробовать, не упустите 🙂
Музей был построен в 1889 году по проекту архитектора Готфрида Земпера.
Одновременно с ним Земпер возвел брата-близнеца, находящегося прямо напротив — музей естествознания. Википедия сообщает, что в искусстве подобные парные предметы, например, две одинаковые по размеру картины, висящие на стене, или два одинаковых подсвечника на письменном столе, называются словом «пандан», и тут же добавляет, что некоторые радетели за чистоту русской словесности пытались искоренить этот чужеродный термин из лексикона, заменив его чисто русским словом «дружка» :)))
Музеи находятся в самом центре Вены, рядом с королевским дворцом Хофбург, и по-настоящему украшают городской пейзаж.
Билет стоил 14 евро, на которые я решился далеко не сразу, почти было смирившись с перспективой заглянуть одним глазком. Но увидев, как шикарно все внутри, не устоял 🙂
Итак, поехали!
Входим в музей.
Расправившись с пятью или шестью гангстерами, поворачиваем направо и попадаем в зал с античной скульптурой и прочими древностями.
Вот эта табличка датируется ровно 217 годом до нашей эры. На ней использована самая ранняя письменная форма языка древних египтян.
Поворачиваем налево и видим те же (ну, или почти те же) скульптурки и стеклянные полочки, что и в игре 🙂
Расправившись с парой головорезов, переходим в центральную часть музея (оцените, насколько детально музей передан в игре).
Прячемся за этими скульптурками и уничтожаем еще шесть или восемь гангстеров 🙂
И выходим на парадную лестницу. Уворачиваясь от летящих отовсюду пуль, бросаем взгляд вокруг — как же это шикарно!
Пожалуй, впервые я увидел здание, которое внутри было гораздо красивее чем снаружи 🙂
Как же это красиво!
Прячемся в коридорчике и методично снимаем всех по одному.
Центральная часть на втором этаже в отличие от игры оказалась закрыта — здесь проходил какой-то банкет 🙂
Ну и ладно. А мы в полном соответствии со сценарием игры заходим в зеленый зал.
И здесь находим Дюрера!
Впрочем, в искусстве я совершенный невежа, и Дюрер — просто знакомая фамилия. Но взгляд поневоле падает на картины, и они весьма хороши! 🙂
Я поймал себя на мысли, что архетипичный портрет немецких барышень, сложившийся у меня за день пребывания в Вене, имеет очень много общего с этим :))
Речь идет только о чертах лица, конечно 🙂
Эти две картины, кстати, принадлежали не Дюреру.
А вот и Дюрер. «Мадонна с младенцем» (1512).
За зеленым залом следует красный.
Повнимательнее посмотрел на скриншот из игры, и даже мурашки пошли!
Взгляните — на стене та же самая картина!! Рубенс. «Чудеса святого Игнатия Лойолы». Помню, как невольно остановился у этого огромного полотна. Оно производит впечатление. (Заодно оцените скрупулезную отделку потолка в игре).
Проходим желтый зал и попадаем в серый.
А там по иронии судьбы — единственный художник, о котором я слышал чуть больше других :)) Йееес, да, это он 🙂
Кстати, в венском музее представлена самая крупная в мире коллекция Брейгеля — около трети всех его работ! Вот уж чего не ожидал :))
Пользуясь случаем, посмотрим на него повнимательнее. Брейгель интересен деталями и смыслами, по клику — полноразмерные версии, а под картинами — описание из Википедии, чтобы было понятнее.
«Битва масленицы и поста» (1559)
В основе сюжета картины лежит праздник, проводимый в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом, заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста.
На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. В руках у Карнавала находится его «орудие» — вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая бесполая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала две монахини. На голове у Поста находится пчелиный улей — знак умеренности и верности церкви.
«Вавилонская башня» (1563)
В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба. Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.
Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь масштабный проект, повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.
«Крестьянин и разоритель гнезд» (1568)
На этой картине мы видим мальчишку, разоряющего гнездо, и крестьянина, который, увидев это, самодовольно показывает на него пальцем. Но крестьянин не замечает, как и сам наступил в воду, и обратного пути уже нет. Что же это символизирует?.. Загадка.
«Крестьянский танец» (1568)
На картине изображен сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображенная на переднем плане справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.
Другая пара, показанная на переднем плане — это волынщик, надувший щеки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и держащий кувшин с вином.
Левее них — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне, сидящие за столом, о чем-то разгоряченно спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится дракой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся супружеская пара.
Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображенные крестьяне, как будто он подошел к ним вплотную.
«Возвращение стада» (Осень) (1565)
Картина принадлежит к циклу картин Брейгеля, известных под общим названием «Времена года». Полагают, что она соответствует поздней осени — ноябрю. Об этом свидетельствуют голые деревья без листвы, а также осенние (темно-золотистые и серо-коричневые) цвета полей и лугов.
Сосредоточенные на своей работе перегонщики скота пытаются привести стадо с летних пастбищ на место зимней стоянки до того, как испортится погода. О том, что скоро наступит ненастье, свидетельствуют надвигающиеся с правой стороны неба черные тучи.
«Пасмурный день» (Ранняя весна) (1565)
На картине изображена ранняя весна. Крестьяне занимаются сбором хвороста и ивовых прутьев. С наступлением Нового года (который тогда отмечался в Голландии 1 марта) эта картина открывает цикл «Времена года».
«Охотники на снегу» (Зима) (1565)
В цикле времен года картина соответствует декабрю-январю. Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям. Направление движения охотников и окружающих их тощих и озябших собак, а также линии деревьев и дороги задают одну диагональ картины – из левого нижнего угла в верхний правый угол, где вдалеке видны утесы. Другая диагональ задана краем пригорка и подчеркнута параллельными линиями скатов крыш и дороги вдоль утесов. Одна из сорок летит опять же параллельно этой диагонали. Да и копья охотников направлены так же. Все детали картины тщательно прописаны, хорошо видны на льду даже тени далеко расположенных людей, хотя день не солнечный. На переднем плане слева изображены три уставших и понурых охотника, возвращающиеся с охоты без особых трофеев – лишь одна худая лиса за плечами одного из них. В центре у куста – ловушка для птиц.
Еще две картины из цикла «Времена года» находятся в Праге и в Нью-Йорке и еще одна утеряна.
На этом краткий экскурс в искусство заканчивается, и мы продолжаем прогулку по музею.
И поднимаемся на третий этаж, где развернется финальная сцена 🙂
Сверху архитектурную прелесть музея можно оценить во всем ее великолепии.
Мммм….
Взгляд вверх.
И вниз 🙂
И на этом все. Для меня пара часов, проведенных в музее, стали интереснейшим опытом, надеюсь, и рассказ о них, несмотря на некоторую сумбурность, получился все же интересным 🙂 Продолжение следует.
24.07.2014 в 18:28
Ух ты, впервые вижу, чтоб поход в музей сравнивали с игрой 🙂 Пути неисповедимы, ага. 🙂
24.07.2014 в 22:59
🙂