Прошло всего четыре месяца с момента прошлого визита, и я снова оказался в Зоне. На этот раз на целых четыре дня!

Впечатлений оказалось столько, что их не выразить даже в десятке таких заметок. И вообще я поймал себя на мысли, что отчеты с картинками в лучшем случае могут лишь пробудить любопытство, развеять стереотипы, показать что-то такое, что прежде по разным причинам ускользало от внимания, но им никогда не передать настроения Зоны, не выразить всей полноты восприятия увиденного.

Если мне на четвертый день не хотелось уезжать из Зоны, то настигнут ли вас те же чувства в финале последней заметки? Сомневаюсь 🙂 А потому единственный ощутимый результат от чтения этих заметок в том, что они могут пробудить у кого-то практический интерес, который рано или поздно выльется в посещение Зоны и в очередную попытку объять необъятное. Приступим же! 🙂

Зона… Место, снова и снова притягивающее к себе бесконечной россыпью образов, историй, судеб. Место, за несколько дней обратившееся в историю, но в историю живую, которую можно увидеть и потрогать, в музей, в котором экспонаты не молчат, а безмолвно говорят с каждым, кто их видит. И это же место — царство природы, живущее по своим законам. И оно же — памятник подвигу людей, не привыкших ссылаться на обстоятельства… Такое место на планете всего одно. И стоит побывать здесь лишь раз — и вас будет затягивать сюда снова и снова…

Однодневная зимняя поездка оказалась очень короткой. Детский сад в Копачах, беглый осмотр Чернобыля, из которого представления о городе совсем не сложилось, и пара часов в Припяти, большая часть которых ушла на протаптывание тропинок в свежем снегу. Захотелось изучить Зону подробнее и потратить на это уже два дня. Но двухдневных экскурсий на майские праздники не было, как не было и трехдневных. Единственный вариант — четырехдневка по стоимости, почти равной моей месячной зарплате 🙂 Сомневался я, кажется, минуты три, не больше.

Позже появились другие сомнения: а что делать в Зоне столько времени? Не будет ли скучно? Но эти четыре дня оказались настолько яркими, насыщенными и интересными, что превзошли все ожидания!!! Зона, которая после зимней поездки оставила ощущение закрытости и таинственности, в эти четыре весенних дня расцвела самыми яркими красками, разлилась вереницей смыслов, в очередной раз продемонстрировав свою подлинную неисчерпаемость. И, конечно, стала намного светлее. Зона оказалась, не побоюсь этого слова, позитивной 🙂 Конечно, трагический аспект событий апреля 1986 года здесь нельзя не ощущать, но вместе с этим здесь столько жизни (причем, жизни во всех смыслах это слова, будь то дикие лошади Пржевальского на полях у Копачей, березки, продирающиеся корнями сквозь асфальт и бетон, или бабушка-самоселка, которая одним своим характером сразу ставит на место всех любителей пожаловаться на обстоятельства), что сразу хочется жить! 🙂

Но введение слишком затянулось, пора переходить к рассказу. Точнее, к зарисовкам, которые в лучшем случае лишь пробудят любопытство 🙂 А посему ни в коей мере не претендуют на полноту.

Перед чтением этого цикла советую прочесть заметки о зимнем путешествии (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4), так как в них есть и фотографии, и мысли, которые здесь не повторятся. Кроме того, в них немного проясняется значение циферок на экране дозиметра.

А теперь снова, как и пять абзацев назад, начинаем! 🙂

Как и зимой, мы въезжали в зону через КПП Дитятки. Только в этот раз незадолго до пересечения границы погода резко испортилась и полил дождь. Поэтому фотографии знака «STOP» не будет, и мы сразу переместимся на поля в районе Копачей, где нас уже ждет… стадо диких лошадей Пржевальского.

Они попали сюда в начале девяностых — нескольких (и уже не очень здоровых) особей завезли в Зону, чтобы исследовать влияние радиации на организм животных. Лошадки не только выжили, но и стали активно размножаться, и теперь здесь в общей сложности около ста особей.

Лошади подпускают к себе на несколько десятков метров. Раньше они совсем не боялись людей, но после того как некоторые из «сильных мира сего» поохотились на них прямо в Зоне, лошади стали осторожнее. Ближе подобраться не удается.

Cледующая остановка — Залесье, небольшое село совсем рядом с Чернобылем, в 15 км от ЧАЭС. До аварии здесь проживало 2849 человек, сейчас живет одна самоселка Розалия Ивановна.

Некоторые дома почти полностью скрыты за деревьями.

Но центральная улица регулярно расчищается от упавших деревьев, чтобы дорога к Розалии Ивановне не зарастала.

Большинство домов кирпичные, поэтому многие хорошо сохранились и внутри.

Магазин.

Природа здесь цветет пышным цветом, а фон в пределах нормы (10-20 мкР/ч).

Но стоит пройти совсем немного, и картина полностью меняется. Теперь и не скажешь, что это центральная улица села.

Дом Розалии Ивановны ближе к концу села, и узнать его нетрудно.

Внутри — огород и первозданная тишина, но нет ни света, ни воды, ни газа.

Так и живет Розалия Ивановна от рассвета до заката, а по ночам не зажигает даже свечи, чтобы не привлекать диких зверей…

Я все время пытался представить, как можно жить одному на огромной территории, без людей и без связи с внешним миром, без элементарных удобств, не говоря уже о благах цивилизации, при этом прекрасно помня те далекие времена, когда жизнь в этой же точке пространства была совсем другой: благополучной, счастливой, беззаботной… и у меня ничего не вышло…

Ну, а наш путь продолжается. Почти образцовый чернобыльский асфальт приводит нас в Копачи.

Село находится в четырех километрах от станции, до аварии здесь проживало более тысячи человек. После аварии село было сильно загрязнено, и его просто закопали в землю. Впоследствии поняли, что подобные захоронения — не лучший способ утилизации, так как радионуклиды могут вымываться из почвы и попадать в грунтовые воды, и села больше не закапывали.

В Копачах сохранились только детский садик и машинно-тракторная станция (подробнее о ней позже).

Фотография детского сада из зимней поездки.

Игрушки возле садика. По этим фотографиям кажется, что это осень, а не весна…

Радиационное пятно с фоном 578 мкР/ч.

А вот еще одно с фоном в три-четыре раза выше. Пятно находится в месте водостока с крыши — когда крыши отмывали, радиоактивные изотопы стекали прямо сюда.

Внутри все по-прежнему. Вот еще несколько картинок остановившегося времени.

Мы еще вернемся в Копачи, а сейчас пора двигаться дальше. Впереди пасмурная Припять!

Понравился или оказался полезным этот пост?

Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖ

Читайте также


2 комментария на запись “Весенняя поездка в Зону. Часть 1. Дикие лошади Пржевальского. Залесье. Копачи”

  1. UnKnOwn пишет:

    Ну давай же скорее следующую часть! 🙂

  2. admin пишет:

    Пожалуйста! 🙂 Инджой!

Оставить комментарий

Вы можете использовать теги <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>