Свияжск
12.09.2009
Свияжск — маленький островок на территории Куйбышевского водохранилища недалеко от Казани. Его история насчитывает не одну сотню лет, но самый известный ее эпизод относят к XVI веку, когда остров стал плацдармом при взятии Казани Иваном Грозным.
Казань, в ту пору неприступная крепость, оказалась для Ивана Грозного крепким орешком. Все попытки ее взятия заканчивались неудачей — во-первых, слишком много сил отнимал длительный пеший переход от Москвы до Казани, во-вторых, из-за трудностей сообщения с Москвой осаду приходилось довольно быстро снимать.
После очередного похода осенью 1550 года русское войско расположилось на волжском берегу рядом с местом впадения Свияги в Волгу, и внимание царя привлекла круглая гора с плоским верхом и обрывистыми склонами. Здесь и решили строить город.
Город построили весьма оригинальным способом — сначала в верховьях Волги, в районе Углича, собрали деревянные срубы, пронумеровав все бревна, потом разобрали их и сплавили вниз по реке на остров.
Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все [укрепления] землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском. (Генрих фон Штаден)
Всего за четыре месяца крепость была построена, и вскоре Казань пала…
Добраться до Свияжска можно на теплоходе — они отправляются от речного вокзала Казани несколько раз в день — или на машине — остров связывает с материком недавно проложенная по дамбе автодорога.
Виды открываются просто прекрасные.
Наш теплоход причаливает. В первые же минуты очарование несколько рассеивается, и понимаешь, что сегодня Свияжск — это прежде всего село. Сейчас здесь около шестидесяти дворов и двухсот жителей. Некоторые домишки благоустроены, другие дышат на ладан. Обычная сельская картинка.
Остров невелик, и почти отовсюду открываются прекрасные виды на Волгу.
Центральная площадь города. Здесь ощущение времени совершенно теряется. Не понимаешь, в каком веке оказался. На улицах ни души, и никаких следов цивилизации вокруг.
Церквей здесь для такого небольшого города и сегодня много, а до революции было еще больше. Почти все из тех, что уцелели, сегодня реставрируются, на месте остальных — деревянные кресты.
Приходской храм Константина и Елены (XVI — XVIII вв). Это каменный храм, на месте которого стояла деревянная церковь Ивана Грозного, построенная в XVI веке.
Гостиница «Свияга». Сейчас постояльцев здесь не видно.
Пустота вокруг заставляет задуматься и даже вводит в легкое оцепенение. Это совсем не та пустота, что, например, в Припяти, но запустение и отсутствие чего-то, что должно быть на своем месте — это все равно главное настроение здесь. Оно мешает в полной мере почувствовать все спокойствие и умиротворение этого места. Теленок на улице выводит из грустных размышлений.
Мы на противоположном берегу острова. Здесь — Богородице-Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы и храм Николая-Чудотворца с колокольней построены в XVI веке, это признанные шедевры древнерусского зодчества. Сейчас они на реставрации.
Внутри собора — русская фресковая живопись XVI века. Наиболее известны две фрески. На одной из них — единственное сохранившееся прижизненное изображение Ивана Грозного, на другой — Святой Христофор, изображенный с лошадиной головой согласно одной из апокрифических версий.
Возвращаемся назад. Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости (1898-1906).
Сергиевская церковь на территории Иоано-Предтеченского монастыря (конец XVI — начало XVII века).
На этом экскурсия закончилась, а сам остров, как я уже говорил, оставил смешанное впечатление. Место благодатное, но везде царит разруха, и пока не совсем понятно, кто и когда будет приводить это в божеский вид.
Напоследок еще одна абсолютно правдивая история. Летом 1918 года белочехи захватили Казань, где тогда находилась большая часть золотого запаса России. Чтобы сохранить золото партии, да и всю советскую власть, туда направили «Военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени Ленина». Кроме Троцкого на нем приехали Демьян Бедный, Всеволод Вишневский и малоизвестный датский писатель Галлинг Келлер и привезли первый в мире памятник Иуде Искариоту.
Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу. (Галлинг Келлер)
Простояв пару дней, памятник исчез.
Понравился или оказался полезным этот пост?
Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖЧитайте также
Оставить комментарий