И вот мы приблизились к своеобразной вишенке на торте декабрьской поездки на концерт Пола 🙂 Германия, сам не знаю почему, всегда вызывала у меня смешанные чувства: равнодушие и отсутствие интереса, граничащие даже с неким отторжением. Возможно (здравствуйте, доктор Фройд! да-да, я помню, что Вы все же австрийский доктор :))), здесь как-то замешан немецкий характер, который мне совершенно не близок, возможно, во мне как-то отзываются известные события середины прошлого века (хотя я человек практического склада и никогда не был замечен в особом погружении в историю и в жизни в воображаемых мирах). Но что-то такое есть в Германии, из-за чего специально я бы сюда никогда не поехал. Однако в качестве бонуса к какой-то другой поездке — пожалуйста 🙂 К тому же, Берлин — все же столица и, как ни крути, для той же истории XX века город очень знаковый. Поэтому выходя из электрички на станции Александерплац, я все же испытал заметное воодушевление.
Воодушевление тут же переросло в восторг — ведь я увидел Ее 🙂
Она загадочно и невыразимо прекрасно тонула в тумане… Фотографии совершенно не передают всего волшебства этого момента.
Чтобы добраться до хостела, нужно было обойти телебашню вокруг — и это было незабываемо!
Уфф.. показалось 🙂
Следующим утром несмотря на пасмурную погоду телебашня выглядела не менее впечатляюще.
Первые утренние впечатления от Берлина — не слишком приятные. Огромный, очень пестрый, грязноватый и суетной город, у которого, как кажется, совсем нет своего лица. Никакой атмосферы, никаких отличительных свойств. Несуразная современная архитектура с вызывающе непропорциональными формами и размерами. В общем, город — ошибка архитектора 🙂 Довольно пустой и бездушный. Вся надежда — лишь на отдельно взятые достопримечательности 🙂
Кстати, в школе я (если можно так выразиться) учил немецкий язык 🙂 Конечно, я уже его совершенно забыл, но иногда стоит посмотреть на какой-нибудь рекламный щит где-нибудь в Вене, и отдельные слова чудесным образом всплывают из чертогов разума 🙂 К тому же, за восемь школьных лет зубрежки мы не могли обойти стороной достопримечательности Берлина, и такие понятия как «Бранденбургер Тор» или «Унтер ден Линден» с тех пор навсегда засели в моей подкорке.
Прошло не меньше двух сотен лет, и я, наконец, увидел и Бранденбургер Тор, и Унтер ден Линден — вот они, на одной фотографии. В чем-то все же примечательный момент 🙂
Пока я прогуливался по улице под липами по направлению к Бранденбургским воротам, мой взгляд выхватил что-то такое, чего я совершенно не ожидал увидеть.
Ну конечно! 🙂
И вот они — Бранденбургские ворота (единственные сохранившиеся городские ворота Берлина, сооружены в 1789-1791 годах).
Прямо перед ними обнаружилось интересное.
Следующий пункт нашей программы — Рейхстаг (сооружен в 1884-1894 годах).
Мое знакомство с Рейхстагом и закончилось бы на этом снимке, если бы знающие люди не рассказали бы о возможности бесплатно подняться на стеклянный купол и посмотреть на Берлин сверху (для этого нужно предварительно записаться на сайте Рейхстага). Если такая возможность есть, почему бы ей не воспользоваться? 🙂
Тщательный досмотр (прямо как в аэропорту) — и я внутри 🙂 Большой стеклянный лифт поднимает нас на крышу, прямо к куполу. Внутри купола — огромный зеркальный перевернутый конус.
Выглядит это очень здорово.
По внутренней поверхности купола проходит спиральная дорожка, по которой можно подняться наверх.
И насладиться первыми видами Берлина сквозь покрытое каплями дождя стекло.
Я, кстати, только сейчас задался вопросом: а почему же купол современный и стеклянный? И почему четыре возвышения (нефа?) по углам Рейхстага выглядят такими массивными по сравнению с куполом?
Да, раньше купол был другим. Вот фотография 1895 года. Выглядит просто роскошно.
А вот — изображение примерно того же периода из Библиотеки Конгресса США.
Интересно, что старый купол был разрушен не в ходе бомбардировок Рейхстага, как могло бы показаться, а за двенадцать лет до этого, когда одинокий голландский пироманьяк и по совместительству коммунист Маринус ван дер Люббе проник в здание Рейхстага и поджег его (по другим данным, все это было заранее спланированной операцией нацистов, которые воспользовались им как пешкой, по третьим, поджог и вовсе был осуществлен немецкими штурмовиками под руководством нацистов).
Последствия инцидента оказались крайне серьезными: уже на следующий день был принят указ, отменявший свободу личности, собраний, союзов, слова, печати и ограничивавший тайну переписки и неприкосновенность частной собственности, а Коммунистическая партия Германии была запрещена. О том, что было дальше, лучше даже не рассказывать: национал-социалистическая партия во главе с Гитлером агрессивно захватывала власть любыми возможными способами.
Еще одна пикантная деталь: в январе 1933 года, за месяц до описываемых событий, президент Германии Пауль фон Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства). Казалось бы, с чего такие почести для человека, возглавлявшего партию, которая на тот момент не имела большинства в парламенте? Все очень просто: Гитлер… проводил антикоррупционные расследования и обнародовал сведения о том, что сын президента Пауля фон Гинденбурга Оскар тратит выделяемые государственные дотации в личных целях. Гитлер и Оскар встретились и после двухчасовой беседы сошлись на том, что Гитлер назначается главой правительства и взамен этого прекращает расследование.
Однако должность рейхсканцлера все еще не давала Гитлеру всей полноты власти, так как у него по-прежнему не было большинства в парламенте. И здесь подвернулся удачный момент с поджогом Рейхстага…
Впрочем, даже после запрета коммунистической партии и всех последовавших за этим мер партия Гитлера все равно не смогла получить абсолютное большинство в парламенте. И тогда он начал захватывать власть на местах: члены национал-социалистической партии устраивали так называемые манифестации «народного гнева» — они блокировали местные органы власти, и под этим предлогом рейхсминистр внутренних дел Вильгельм Фрик (также состоявший в НСДАП) мог ввести чрезвычайное положение и сместить неугодных руководителей местных администраций, заменив их на подконтрольных членов партии. Уже через несколько месяцев все партии были ликвидированы или объявили о самороспуске, а в июле 1933 года был принят закон, запрещающий… образование новых партий…
Стеклянный купол был сооружен в девяностых по проекту архитектора Нормана Фостера и помимо прочего символизирует воссоединение Германии.
Ну а теперь выйдем из купола и посмотрим на Берлин с высоты.
Как я уже говорил, Берлин — пестрый город, и именно отсюда это видно лучше всего.
Стекло и бетон…
Пестрота и контрасты…
Только каменные фигуры хоть как-то украшают картину 🙂
Иногда контрасты просто невероятны!
А иногда это просто красиво! Хотя это всего лишь конец XIX века, на подходе модерн и прочая аскеза, здесь прямо чувствуется другая эпоха… 🙂
Бранденбургские ворота и посольство США.
Мрачноватое здание в центре — Международный торговый центр (1976-78).
Берлинский собор возле Лустгартена (1894-1905) и Красная ратуша (1861-69).
Германский собор на площади Жандарменмаркт (1701-1708) и напоминание о родине 🙂
А вот этому конструктивистскому чуду так и хочется дать лет шестьдесят (наверное, виновата пасмурная погода). Но нет — «чудо» совсем свежее (1991-2001). Это между прочим официальная резиденция Ангелы Меркель 🙂 Не знаю, мне было бы стыдно какого-нибудь зарубежного лидера в такое… эээ… пригласить 🙂
В следующей серии мы продолжим прогулку по Берлину.
Не переключайтесь)
04.02.2019 в 17:14
Какой же Берлин крутой! Давно о нем мечтаю)) Хотя вот многие побывавшие там о нем отзываются нелестно…
04.02.2019 в 17:51
Если мечтаешь, значит, рано или поздно окажешься 🙂
Я бы тоже не назвал Берлин приятным городом: он большой, совершенно не атмосферный, столичный в плохом смысле этого слова.
Но отдельные места (связанные с историей второй половины прошлого века) все же потрясающе интересны!