Сегодня прочитал интервью Леонида Парфенова в программе «Особое мнение» радио «Эхо Москвы». Как тут не вспомнить слова В.И .Ленина: «Какая глыба, батенька, какой матерый человечище!!!»

Вот только пара цитат:

Л. ПАРФЕНОВ — Ну да, конечно. Советский Союз не был демократией, но он был ориентиром и примером лучшего справедливого общества для многих миллионов людей во всем мире. Это из этого учебника Александра Филиппова. Сам Александр Вячеславович объяснил мне, что есть социальный заказ, запрос на преемственность, на такую историю, в которой Киевская Русь, Московская Русь, Российская империя и Советский Союз в равной степени наше прошлое. Это заставляет вот это все гармонизировать. Я ему пытался втолковать, что по прочтению этого учебника абсолютно как в учебнике истории КПСС, когда КПСС равна сама себе. Никогда не ошибается, идет единственно верной дорогой, которая у нее внутренне как-то ей присуща и она не собьется ни влево, ни вправо. И всегда права, и всегда равна самой себе…

О. ЖУРАВЛЕВА — Несмотря на перегибы на местах.

Л. ПАРФЕНОВ — И Россия точно также. Она вечно несет в себе какую-то, в общем, недвусмысленную имперскую задачу, какой-то своей реализации. И при Александре ли Третьем, при Иосифе Виссарионовиче, так ли, сяк ли, входя в Афганистан или дружа с Китаем…

О. ЖУРАВЛЕВА — Или разбираясь с ЮКОСом.

Л. ПАРФЕНОВ — Неважно, она всегда идет какой-то своей верной дорогой, внутренне ею понимаемой. Конечно, можно писать любую историю и можно Путина вывести из Мономаха. И можно Путина вывести из Петра Первого. А можно так, можно сяк.

***

О. ЖУРАВЛЕВА — Мы про новейшую историю еще не сказали, тем более что есть вопрос. Пишет нам наш слушатель: каково наиболее запоминающееся событие этого года?

Л. ПАРФЕНОВ — Вы знаете, я не могу сказать, что это как бы одно событие.

О. ЖУРАВЛЕВА — Давайте итог подведем.

Л. ПАРФЕНОВ — Вот эта поздняя осень, которая оформила в окончательном виде такую политическую систему, политическую цивилизацию, вот это, наверное, главный все-таки итог. И иное отношение к Путину, которое началось примерно с его 55-летия.

О. ЖУРАВЛЕВА — А в чем оно иное?

Л. ПАРФЕНОВ — Это то, что называют культом, это конечно какие-то элементы культа есть. Но это как бы сказать, это Путин вне зависимости от должности. И это понятно, что Путин само по себе стало должностью. Он работает Путиным. Как раньше было: он работает Лениным. Вождизм, который не зависит от должности. Тоже ясно, для чего это создавалось. Для чего это донадувалось. Чтобы это была персона, а не должностное лицо. Не глава государства, или глава правительства.

О. ЖУРАВЛЕВА — И лично Леонид Ильич Брежнев.

Л. ПАРФЕНОВ — Да, это стало лично. Это конечно, такая вещь, которая просто сразу замечается. Потому что изменился канон. Того, как принято говорить, то, как Грызлов сказал: нашего национального лидера президента России Владимира Путина, когда он приветствовал. И оформление на съезде том самом последнем, на котором Путин с Медведевым прошли, я специально посмотрел в воскресенье, чтобы увидеть эту картинку, так как в фильме «Ленин в Октябре», когда распахиваются двери актового зала Смольного и вожди идут от заднего ряда к последнему. Поднимая с каждым своим шагом очередной ряд и очередные аплодисменты. То есть подбрасывая людей и те, кто начали аплодировать первыми, разумеется, не оставляют этих аплодисментов, потому что влюблено смотрят в удаляющиеся спины…

О. ЖУРАВЛЕВА — Во всех стенограммах писалось: бурные овации.

Л. ПАРФЕНОВ — Понимаете, ведь можно было войти через сцену, как-то сбоку и пройти перед первым рядом. Нет, и это было снято соответствующим образом. Это был такой триумф воли. Это такой был проход этой волной. Это такая сакрализация власти. Она совсем уже священна. Совсем не является ни предметом нашего выбора, ни предметом нашего обсуждения, ни предметом какой-то политической программы, которую бы Дмитрий Анатольевич излагал. Или общественная дискуссия, которая бы была и которая бы что-то делегировала, какие-то общественные запросы доносила бы до будущего главы государства. Нет, ничего этого нет. Есть опять-таки власть так же, как КПСС в учебнике, которая как бы равна самой себе. И сама всегда знает, что сделать и всегда права. И всегда движется одной и той же дорогой. То есть на самом деле она совершает, как там влево и вправо от линии партии, но сама она себя несет так, что она просто такой ледокол… 

Понравился или оказался полезным этот пост?

Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖ

Читайте также


Оставить комментарий

Вы можете использовать теги <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>