200px-antichrist_poster.jpg Режиссер: Ларс Фон Триер

В ролях: Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур

Автор сценария: Ларс Фон Триер

Продюсер: Мета Луиза Фолдагер

Производство: Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Польша

Год: 2009

Длительность: 104 мин.

Бюджет/Сборы: $ 11 млн / ?

IMDb: ID 0870984

Все страньше и страньше…
Алиса по дороге в страну чудес

Мне всегда было немного жаль профессиональных кинокритиков. По долгу службы им часто приходится смотреть фильмы весьма сомнительного свойства и писать на них рецензии.

С «Антихристом» Ларса фон Триера им особенно не повезло — по меньшей мере четверо человек на каннской премьере упало в обморок. Остальные разразились гневными рецензиями, вопрошая режиссера, а что вообще этот фильм делает в Каннах. Фон Триер и не подумал оправдываться и даже назвал фильм лучшим в своей карьере: «Я не пытаюсь ничего сказать… это скорее сон, который превратился в фильм. Очень мрачный сон о чувстве вины, сексе и всяком таком». Что ж, если фон Триеру такое снится, то его очень жалко. Советую ему обратиться к одной из вечных книг, ограничить прием антидепрессантов или на худой конец послушать Бориса Гребенщикова. Чтобы по выходу из депрессии не снимать такое…

Прежде чем буквально парой слов обозначить свое отношение к этой ммм.. «работе» режиссера, который мне когда-то нравился, немного расскажу о сюжете. А сюжет становится жутким с первых же секунд: в фотографически красивом черно-белом эпилоге мы видим как двухлетний сын уже немолодых супругов, занимающихся сексом в душе, выходит из окна второго этажа. И не вверх, а вниз.

Она попадает в больницу, где приходит в себя через месяц, а он неожиданно вспоминает свое профильное образование и превращается в одержимого профессией врача-психиатра, без тени сочувствия пытающегося поставить супругу на ноги. Странный мужик. Будто и сына не терял…

Чтобы сеансы психотерапии проходили эффективнее, пара переезжает в старый дом в лесу, в котором они когда-то жили. Под стук падающих на крышу желудей они потихоньку теряют рассудок и занимаются в равной пропорции сексом и насилием себя самих и друг друга. И секс, и насилие фон Триер показывает нам очень детально, в первом опускаясь до балабановского «Морфия», а во втором — до любительских фильмов категории XXXXXXXXXXXXXXXXX.

***

Ну что сказать: если раньше я считал самым бессмысленно мерзким и мерзки бессмысленным фильмом всех времен и народов уже упомянутый здесь балабановский «Морфий», то теперь это почетное звание по праву передается новой работе Ларса фон Триера. Хотя в «Антихристе» есть фотографически красивые сцены, а в «Морфии» их нет, по эстетике оба фильма «достойны» друг друга.

Другими словами, ни одна на свете идея не стоит того, чтобы пытаться передать ее вот таким мерзопакостным способом. Да и что это за идея? Истинная природа человека? Извольте. Или такой сексизм, когда фон Триер винит во всем женщину, припоминая одну очень древнюю историю, в которой на его фонтриеровский взгляд все было примерно или точно так же? Так или иначе, избранные режиссером выразительные средства не оправдывают никакой идеи.

В общем и целом, обычно я стараюсь не давать слишком однозначных оценок и стараюсь найти или почувствовать смысл даже там, где его иногда нет, но на сей раз вынужден констатировать: Ларс серьезно болен и ему необходимо лечение.

А вам дам только один совет — если не хотите ставить над собой эксперимент по выявлению уровня брезгливости и здравости рассудка, то и не смотрите это. С точки зрения смысла это ноль. Без палочки.

Оценка: -∞/10

Смотреть: ни в коем случае

Понравился или оказался полезным этот пост?

Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖ

Читайте также

    • No Related Post

2 комментария на запись “Драма «Антихрист» («Antichrist»)”

  1. Alan пишет:

    У гениев свои причуды. Поначалу и в картинах Дали немногие видели смысл. А Ларс вот так видит борьбу Разума и Природы. Не сказать, что я в восторге от этого фильма… Кстати, кажется, про «Догвиль» ты отзывался лучше (если я ничего не путаю) — неужели по той же логике (секс, насилие, убийства при отсутствие фотографически красивых сцен) он не встает в один ряд с «Антихристом»?

  2. admin пишет:

    «Догвиль», по-моему, это сама невинность )

    И я готов воспринимать любые причуды гениев, но подступающая к горлу тошнота и желание отвернуться от экрана даже не дают начать…

    Ну и вообще: до сцены со втыканием в Разум точильного круга фильм уже вполне отражал идею борьбы Разума и Природы. Даже говорящие лисы были. Неужели нельзя было без этого чернушного натурализма обойтись?..

Оставить комментарий

Вы можете использовать теги <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>