Breaking the fourth wall
24.05.2007
Намедни наконец узнал, как называется используемый киношниками и продвинутыми телевизионщиками прием, от которого я тащусь всю свою сознательную жизнь)))
Герои фильма вдруг начинают вести диалог со зрителем и обсуждать прямо в кадре сценарий серии, потом перед нами появляются актеры, которых в этой сцене быть не должно, а камера отъезжает все дальше и дальше, обнажая декорации, осветителей и режиссера. И все это на наших глазах!
Оказывается, для этого есть очень простое и красивое название — «разрушение четвертой стены» (breaking the fourth wall). Это явление возникло в тридцатых годах еще в театре.
Термин «разрушение четвертой стены» берет свое начало из «эпического театра» Бертольда Брехта. Чаще всего прием реализуется через обращение персонажа напрямую к публике, хотя тот же самый эффект может быть достигнут по-другому, когда актер на время забывает, что играет роль, и становится самим собой.
В «Лунном свете» такие моменты просто незабываемы.
В отличие от более ранних постановок, прием «разрушения четвертой стены» используется в «Лунном свете» на качественно новом уровне. В нескольких эпизодах сериала сюжет внезапно обрывается, и техники на глазах у зрителей начинают разбирать декорации, в кадре случайно оказываются актеры из других эпизодов, а актеры перестают играть роли и начинают обращаться друг другу по имени.
В рождественской серии второго сезона сериала (мой любимый момент!!) Дэвид и Мэдди выходят из офиса и проходят сквозь воображаемую стену, за которой — создатель сериала Гленн Гордон Кэрон, режиссер, операторы, актеры, игравшие ранее в этой серии и их родственники хором поют рождественскую песню.
В последней серии второго сезона («Камилла») детективы вместе с полицейским преследуют Камиллу (ее играет Вупи Голдберг образца 1986 года). Преследование идет вокруг телевизионной студии, на которой снимается эпизод. По дороге они встречают уходящую Агнес и говорят ей: «Агнес, тебе нельзя уходить, ты же играешь в этой сцене!». После долгой погони друг за другом герои оказываются в офисе «Лунного света». В то время как полицейский начинает объяснять, почему он собирается стрелять, владелец оружия берет его у полицейского, говоря, что все вещи должны быть на своих местах.
Съемочная группа начинает уносить мебель офиса, т.к. серия снята и сезон (наконец-то!) закончен. После этого объявляют: «Голдберг и Нельсон, вас ожидают ваши лимузины». Джуд Нельсон смущен и спрашивает: «Что же случится с моим героем?» Брюс Уиллис объясняет ему, что его герой идет в тюрьму. Голдберг берет Нельсона под руку, и они уходят, Брюс и Сибилл прощаются с Эллис, говоря, что они не увидятся до осени. Брюс и Сибилл идут к своим машинам, прощаются до следующей осени и уезжают…
Этот прием используется и на ТВ. Его апофеозом стала программа Дмитрия Диброва «Ночная смена», которая выходила в прямом эфире из развлекательного комплекса «Атриум» в районе Казанского вокзала Москвы. На съемки в зрительный зал могли прийти все желающие.
В чем же прелесть этого приема? В новом уровне контакта между созидателями, актерами и зрителями, в максимальной открытости этого общения..
24.05.2007 в 12:14
«..прием «разрушения четвертой стены» — с названием авторы попали в яблочко!
ПС Главное помнить, что если убрать все стены потолок может обрушиться…
24.05.2007 в 12:22
верно 🙂
27.08.2007 в 17:59
>>от которого я тащусь всю свою сознательную жизнь)))
я сей приём, в отличае от автора, не долюбливаю… по мне, это всё равно, что пояснять человеку смысл анекдота.
27.08.2007 в 21:47
[quote comment=»116″]по мне, это всё равно, что пояснять человеку смысл анекдота.[/quote]
Признаться, не совсем понял это сравнение. Можно примерчик?