Вот уже двадцать лет (!) прошло с того памятного дня, когда Борис Ельцин сложил полномочия, и я вспомнил, что так и не посмотрел фильм Виталия Манского, который вышел еще год назад.

В нем — документальные кадры предвыборной кампании будущего президента (досрочные выборы прошли 26 марта 2000 года), самих выборов и последующих дней первого срока, в которые были приняты достаточно знаковые решения, например, возврат советского гимна.

У съемочной группы Виталия Манского тогда был полный доступ и к команде Путина и к нему самому и к семье Ельцина, и кадры, которые мы видим, действительно уникальны (а кадры Михалкова-старшего и Михалкова-младшего на записи «обновленного» варианта гимна и вовсе бесценны!).

Ключевой вопрос, который ставит перед собой Виталий Манский — а можно ли было уже тогда, в начале двухтысячных, понять вектор, по которому пойдет развитие страны дальше? Из того, что мы видим, получается, что вполне…

***

Но на меня произвело огромное впечатление еще и другое. После выборов Ельцин несколько раз повторяет, что они были «подлинно демократическими». На самом деле, уже тогда мы видели все то, что спустя годы будет повторяться снова и снова: один кандидат от власти при отсутствии прочих, отказ этого кандидата от участия в дебатах, да и вообще — полное отсутствие у населения России каких бы то ни было демократических традиций, когда народ хором голосует за совершенно неизвестного человека, который был назначен сверху. Эффективный предвыборный штаб с приближенными к Путину уже тогда Лесиным (который прямо в кадре гарантирует, что СМИ в России всегда будут свободными — и это всего за год до известных событий с НТВ), Медведевым (который был руководителем предвыборного штаба) и другими людьми, которых вы легко узнаете даже без закадрового комментария. Политтехнологии, помноженные на людей, которые выбирают между Путиным и Зюгановым — и ничего больше…

На меня также произвели совершенно жуткое впечатление кадры ельцинской семьи, которая радовалась первым цифрам, объявляемым по телевизору. Неужели это та самая «демократия», с которой все мы связывали девяностые? Впрочем, чем дольше живешь, тем яснее понимаешь, что никакой «демократии» тогда тоже не было, власть была передана исключительно по монархическому образцу, а народ, видимо, не хотел (и до сих пор не хочет) ничего другого.

Я, кстати, хорошо помню тот вечер и тот самый свитерок на Путине. И помню свое дичайшее разочарование, когда увидел первые цифры. Что я мог понимать тогда, в свои шестнадцать лет?..

Видимо, что-то я уже понимал 🙂

Понравился или оказался полезным этот пост?


Подпишитесь на обновления блога по RSS или читайте его в своей френдленте ЖЖ

Читайте также


Оставить комментарий

Вы можете использовать теги <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>